Оксана Макарова (shubun) wrote in kinoclub,
Оксана Макарова
shubun
kinoclub

Евгений Гришковец, "ОдноврЕмЕнно"

Не знаю, вправе ли я выкладывать этот текст именно в это сообщество, но, учитывая, что "спектакль" Гришковца был выпущен на DVD и куплен мной именно в магазине кино-видео, думаю, модераторы меня извинят.

Бесконечная Песнь Об Акакие Акакиевиче

Евгений Гришковец - проект чрезвычайно успешный. Мало кто - особенно в столицах - не слышал этого имени. Он многолик, вернее, многостаночен - выпускает книги и музыкальные диски, пишет романы и пьесы, режиссирует и играет спектакли. Прославил же его жанр моноспектакля - двухчасового монолога со сцены, монолога "Обо всем" . "ОдноврЕмЕнно" (именно так, с двумя допустимыми ударениями) - его второй по известности спектакль такого рода - после знаменитого "Как я съел собаку". В отличие от последнего, "Одновременно" лишено даже намеков на сюжетную линию (там автор хотя бы слегка придерживался двух основных веток - о детстве и о своей службе на флоте) - это не более чем сумбурные рассуждения "О Вселенной и о Себе". Причем собственной персоне он внимания уделяет больше.

Контакт со зрителем ЕГ устанавливает по-чапаевски кавалеристским наскоком - раздевшись к десятой минуте спектакля до трусов. Нет, разумеется, никакого эротического подтекста в том и близко нет - в зале "приличная публика", не приветствующая излишний эпатаж. Но зато сразу складывается определенная система взаимоотношений "актер-зритель", распологающая к доверительности, а также к определенной снисходительности по отношению к стоящему на сцене в трусах плотному, не шибко молодому, постоянно запинающемуся человеку.
С этого момента отношение мое к происходящему стало ухудшаться - и ухудшалось дальше, пока герой "радовал" поклонников своими открытиями из области велосипедной промышленности.

Вещи, о которых говорит ЕГ - просты до банальности. Он рассуждает об истинном значении привычных слов (и других лингвистических казусах), о наличии души - сиречь о самоидентификации личности, об искренности, о нежелании быть "как все".... Короче - все сплошь любимые темы так называемой "интеллигенции", в ее советском и постсоветском виде. Разве что ЕГ их ПРОГОВАРИВАЕТ - причем по нескольку раз, отчего многие перестают замечать их простоты.

Гришковец "покупает" зрителя тем, что рассказывает о том, что знакомо каждому, буквально каждому, сидящему в зале. Следующий этап в достижении абсолютного взаимопонимания - это, видимо, подробное описание процесса дефекации, ибо это уж точно будет близко и понятно СОВСЕМ каждому. Вот только публика имеет определенные нормы воспитания, в которых четко указано, что прилично, а что нет - причем о "неприличном" такие люди пытаются и не думать - многие, складывается ощущение, вообще не знают, что у людей есть задний проход. Так что Евгений ограничивается раздеванием до трусов, кривлянием и рассказами о совершенных по пьяни глупостях - этого в советской инженерской традиции всерьез стесняться и стыдиться не принято.

Та самая сбивчивость речи - и тщательно культивируемая псевдо-застеничивость на лице - в комплекте с минималистичностью средств (бумажные звездочки и веревка со стулом вместо декораций, занудная мелодия на плохо записанной пленке вместо саундтрека) - создает столь необходимый для ПРАВИЛЬНОГО восприятия ореол "Андерграундности". Разве может себе позволить уважающий себя представитель среднего класса всерьез и вслух восхищаться МАССОВЫМ продуктом? Нет, что вы...

В общем, можно поздравить тех, кто так долго говорил о необходимости появления в России прослойки "Среднего класса". Прослойка появилась - судя по наличию специально для нее существующего артиста. У Дугласа Адамса была в одной из книг эпизодическая проститутка, которая за деньги предоставляла богатым особую услугу - она убеждала их, что быть Богатым - ХОРОШО Так вот тут примерно тот же случай - с той разницей, что ЕГ обращается не к Богатым людям - а всего лишь к тем россиянам, которые достаточно преуспевают, чтобы позволить себе купить билет на спектакль или ДВД-плеер для просмотра диска... Именно представителей среднего класса он пугает снами о гильотинированиях, именно им рассказывает басни о красоте океана и романтике полета. Именно тем людям, которые никогда в жизни не решатся проверить его слова. Но зато они понимают, что все это было достаточно послушать - а самому можно продолжать заниматься своим маленьким бизнесом. Акакии Акакиевичи наших дней - это не нищие провинциальные колхозники, это не пенсионеры. Это маленькие люди, которые постоянно нуждаются в терапии в духе "Я хороший" - от подобных Гришковцу лекарей.


Манера актерской игры Гришковца отдаленно напоминает стилистику Джима Кэрри, разве что резиноволицесть голливудского комика не столь талантливый Гришковец порой заменяет акустическими эффектами и похлопыванием по голове ладонью. В итоге же мы имеем шоу, занимающее промежуточное положение между выступлениями Михаила Задорнова и Геннадия Хазанова - несколько удачных (и масса неудачных) шуток с нарочито доходчивой визуализацией и почти по-петросяновски фальшивой моралью в финале каждого блока.

Мир, в котором подобные артисты пользуются популярностью и успехом - это мир настолько же банальный и естесственный, насколько и все "мудрые" мысли Гришковца. Вот только не следует считать, что все естесственное - не безобразно. Евгений - очень умный человек и талантивый самопиарщик, удачно выбравший свою нишу, но лично мне, честно говоря, не хотелось бы в этой нише сидеть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 69 comments