ladygrey (lena_golovnina) wrote in kinoclub,
ladygrey
lena_golovnina
kinoclub

Вечное сияние страсти/ Eternal Sunshine of the Spotless Mind

Вздыхаю с облегчением, потому что в голову не приходит ни одного фильма, с которым можно было бы сравнить «Eternal Sunshine…». По крайней мере, из недавно вышедших в прокат. Это хорошо, когда нет очевидных параллелей. Где-то, может быть, вспоминается «Being John Malkovich», но это поверхностно, исключительно из-за сходства темы. «Вечное сияние чистого разума» - это реализованная метафора закоулков человеческой памяти. Сознание человека изображено в фильме настоящим лабиринтом, со своими коридорами и тайниками, в которых можно спрятаться.
В мир сияющего разума герои попадают не путем экспериментов с галлюциногенами или психоаналитических сеансов. Наука 2004 года (действие фильма происходит именно в этом году) предложила людям новую услугу: специально разработанная машина может стереть из вашей памяти любого человека. Этой возможностью воспользовалась Клементина, героиня Кейт Уинслет, и теперь в её воспоминаниях больше не существует двух лет, проведенных с Джоэлом (Джим Кэрри). В ответ Джоэл решает тоже стереть её из своей памяти, договаривается с той же компанией, погружается в сон, и компьютер, подсоединенный к мозгу, начинает уничтожать в его сознании всё, что связано с Клементиной.
Режиссер Мишель Гондри и оператор Эллен Кюра воистину совершили чудо. Камера движется спокойно и плавно, крупные планы появляются часто, не становясь навязчивыми, в мрачных голубоватых тонах создаются пейзажи – всё это вместе удивительным образом напоминает работы классиков.
В композиции фильма соблюдена строгая рамка: вначале сцена, предваряющая финал истории; затем скачок в прошлое и долгое повествование-путешествие-воспоминание; повторение самого первого эпизода и его продолжение. Разумеется, объяснить выбор именно такого построения можно разными способами: это хороший ход, чтобы удержать внимание зрителя; это позволяет воспоминаниям героя обрести отправную точку. Но есть еще одна причина: это идеально сочетается с главной идеей фильма – да простит меня Ницше, идеей вечного возвращения.
Сколько бы человек ни пытался изменить, удалить или стереть что-то из своей жизни, это оказывается невозможным, если при этом он не меняется сам. Подобные операции над своими воспоминаниями – это путь не к освобождению от прошлого, а к его бесконечному повторению. Бесконечное количество стертых одинаковых эпизодов. Бесконечное количество трипов по собственной психике. Бесконечное количество исчезновений и болезненных потерь.
Жаль, что официальный перевод названия неудачен. Дело не в том, что искажен смысл. Просто ритм стихотворения А. Поупа как нельзя лучше передает настроение фильма.

Официальный сайт фильма

crossposted to my journal
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments