Dm (arhaist) wrote in kinoclub,
Dm
arhaist
kinoclub

  • Music:

Бункер (Der Untergang); 2004

... Все диктаторы веруют в чудо.
В десяти километрах отсюда,
Под землею, под толщей столицы,
Гитлер мечется зеленолицый...


Давид Самойлов "Ближние страны"


К юбилею Великой Победы не только российские кинематографисты наснимали военных фильмов или сериалищ - их немецкие коллеги тоже не сидели сложа руки. К/ф Бункер стал их вкладом в копилку юбилея.

О последних днях Отца арийской расы в фильме "рассказывает" его стенографистка и свидетельница всех событий.


Повествование ведется как бы от ее лица и сама 85-летняя старушка Юнге появляется в формате, имитирующем журналистское видео.

Однако рамки этой "исторической" картины вовсе не ограничиваются бункером, где сидит и переживает в те времена еще только 24-летняя фроляйн Трудл Юнге. Авторы строят свой фильм по модели многофигурного романа. Помимо линии повествовательницы довольно подробно разрабатываются побочные линии - сюжет о мальчике из гитлерюгенд и сюжет о докторе Шенке. Все трое положительных героев по законам романа в финале встречаются и помогают др. другу (янки бы заставили девушку влюбиться в доктора, но тут вам - не Холливуд!). Хотя подобная композиция позволяет показать, к каким бессмысленным страданиям берлинцев приводит упорное стремление Гитлера "доиграть пьесу до конца", все же эта многолинейность, как мне кажется, распыляет внимание зрителя. Если, напр., в Пианисте весь ужас городских боев в Варшаве передается через восприятие главного героя, то в Бункере кошмар вне бункера кажется ненастоящим (конечно, можно сказать, что так все воспринимала фроляйн Юнге, но это не помогает воздействовать на зрителя). Кроме того, некоторые подробности микросюжетов, благодаря объему, провисают (не многие, но не буду спойлерить) - но куда же больше! итак, 2,5 часа.

Все это несколько портит впечатление, т.к. основную канву событий обычный зритель знает. Наверное, нужно было как-то иначе построить повествование, чтобы увлечь и не дать заснуть.

Видимо, главный акцент был сделан на изображении Гитлера и его окружения. Но, хотя метания диктатора, его попытки ухватиться за очередную несуществующую уже армию или "спрятаться" в мечты о будущем Германии, прекрасно были сыграны Бруно Ганзем, ничего нового и неожиданного в этом характере не было: фюрер выглядит жалким (с грустными собачьими глазами), старым, запутавшимся и обреченным. Ни ему, ни Еве Браун, никому из его соратников (даже Гебельсам, прячущимся за "национал-социализм") нельзя отказать в уме и понимании ситуации (заслуга хороших немецких актеров!). Они не могут ничего изменить в своей, уже написанной, как мы знаем, истории, и делают, то, что должны были сделать. Эта предопределенность судеб героев, которая передается всей атмосферой фильма, пожалуй, самая большая удача авторов. Потому-то впечатляющее количество самоубийств на 1 кадр (без спилберговских эффектов - УРА!) не кажется чем-то надуманным.

Из плюсов хочется отметить правильную русскую речь и русских актеров.

Из минусов - почти мультяшную маску Гебельса, скорее вызывающую смех.



Общая оценка "4".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments