Dm (arhaist) wrote in kinoclub,
Dm
arhaist
kinoclub

"О бедном гусаре..." замолвлю хоть слово

Все-таки трудно хвалить - ругать легче.
Вот, и поставил я перед собой почти невыполнимую задачу вербализовать мой постоянный восторг от 1001-го просмотра всем известного фильма Э.Рязанова.

Немного напомню:
О бедном гусаре... снят как телефильм в 1980 г.
Участвуют в нем ВСЕ звезды тогдашнего экрана. Только Леонов и Гафт - чего стоят!

Пересказывать сюжет не буду, т.к. все его знают.

Что же меня так восхищает?
По-сути, эта картина - настоящая "высокая" комедия с музыкальными элементами.
На лицо - весело закрученная интрига - одновременно любовная и политическая (гремучая смесь! почти всегда приносящая успех). Персонажи с одной стороны неизменные, а с другой удивительно живые (как у Фонвизина). Гениальная актерская игра придает им истинную правдоподобность - типы, кот. можно найти среди нас в 2004 году и, в то же время, точно выполненные слепки с "нравов" 1820-х гг.

Конечно, традиция фонвизинско-грибоедовской комедии чувствуется в некотором шаржировании. Да, никто и не собирается показывать нам "истинные" события - Рязанов вполне отдает отчет в условности жанра (на что указывает само название города - "Губернскъ"). Но благодаря этому он выходит к тем высотам, на которых стоит Горе от ума.

Я не вижу никаких погрешностей в данном фильме, а об отдельных красотах говорить трудно, т.к. из них соткана вся его ткань. Один эпизод прохода Леонова через сцену может перевесить все современные "комедии" вместе взятые. Забудем, что в театре той эпохи женщины не играли мужчин и наоборот - этот Гай Юлий Назон (?) с огромными накладными грудями только усиливает комический эффект (ведь, не важно, что они репетируют античную трагедию). Условность жанра дает автору право на такие, казалось бы, непозволительные сочетания (вспомним Стоппарда).

Трудно также перечислять те реалии эпохи, кот. удачно создают ее атмосферу.
Пожалуй, назову только музыкальный ряд. Не говоря о спорных вокальных данных Миронова, отмечу лишь выбор стихов, на которые эти песни написаны: Романс полковника, В сердце томная забота, Песня о друзьях - пера кн. Петра Андреевича Вяземского - современника и друга Пушкина, очень точно передают дух эпохи. Первый Романс просто идеально дополняет образ старого вояки, т.к. написан Вяземским позднее - именно как воспоминание "литературного вояки", пережившего и многое и многих.

Что важно отметить наполедок.
В фильме есть "положительная программа". Честные боевые офицеры (в лучших традициях русской литературы-кино) побеждают (пусть лишь морально) скользкого и бесчестного гэбэшника. Их высокие образы - привлекают! и возникает (лично у меня) желание стать лучше и взять себе на вооружение их декабристские жизненные правила. И, значит, комедия, как в былые времена "исправляет нравы"!

P.S.
Некоторые материалы (фото, музыка, стихи) есть здесь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments