Дюха Гоплитов (nickitos) wrote in kinoclub,
Дюха Гоплитов
nickitos
kinoclub

Жмурки (Россия, 2005)

Пару месяцев назад, мрачно глядя на победное шествие акунинского дуплета и оплакивая в душе лицемерный российский кинематограф, грешным делом подумал, что хуже, чем "Статский цирюльник", "Сибирский гамбит" и "Турецкий советник" уже быть просто не может. Нет, конечно же, это я просто принял близко к сердцу. Всё это было - наивное, коммерческое, холуйское, спекулятивное, но все же - кино, со своими законами, со своим вкусом.
А вот хуже ЭТОГО - действительно, только Петросян и Дроботенко. Казалось, "Бумер", на удивление талантливый и сильный фильм, подвел черту под "бандитской темой". Но тема мутировала и восстала как Феникс из склепа, на этот раз в виде "беспредельных комедий".
И, главное, на этот раз не от какого-нибудь "Stepченко", а от вроде бы уважаемого режиссера, для многих - мэтра.
Зачем?
У Балабанова в "Брате" был некий авторитет, смачно пересыпавший редкими народными пословицами. Похоже, Балабол реально нащупал золотую жилу - новый киноархетип "ублюдок со словарем Даля", и на этот раз решил выжать из неё все деньги, которые только можно собрать. На этот раз в роли фольклорных грязесборников - Михалков и Маковецкий.
Все остальные для контраста имеют одну извилину на всех. На протяжении киноленты "Жмурок" бандиты разных мастей пищат как кастраты, хихикают, басят, истово крестятся, философствуют, гнут пальцы, матерятся к месту и не к месту, тупят, кривляются, юродствуют и время от времени отстреливают друг друга. Это наполовину нелепо, наполовину узнаваемо. Зрители смеются, примерно так же, как дети во дворе смеются, видя, как пьяный мужик под грибочком не может застегнуть ширинку.
Но этого же мало для фильма! Для "энциклопедии русской жизни" слишком тупо и вторично (опытный зритель найдет там отсылки не только к обрыдлому тарантине, но даже к "Достучаться до небес"), для трэша - слишком скучно, для комедии - слишком жестоко. Балабол хотел снять русского "Добермана", а в итоге сел в лужу. Комедия может быть сколь угодно черной, но там все равно должна быть и драма, и сюжетная нить, и интрига, и разнообразие, и личные качества героев, за которые можно было бы "зацепиться", посочувствовать, повосхищаться. Какая-нибудь любовь Добермана и немой цыганки, какая-нибудь светлая роща в конце. Балабанов со своими беспросветными провинциальными пейзажами неспособен даже на это.
А уж когда 110 % экранных персонажей - клинические, извините меня, уебаны, по которым плачет газовая камера, а вместо сюжета - надуманный и миллион раз объезженный макабр про кочующий чемодан с миллионом и героином, смеяться надоедает быстро, очень быстро, как бы актеры ни лезли из кожи вон.
Кстати, сценарий писал футболист-лузер, отчисленный из юношеской сборной России, только что узнал. Гы. "Национальный блокбастер" :-)

У "Жмурок" только одно несомненное достоинство - там нет сколько-нибудь внятной и запоминающейся музыки, а значит, бычьё в течение ближайшего года не будет доставать ею из своих автомагнитол и мобильников. И то хлеб.

Фильм, для тех, кто расстался с мозгами и чувством меры в 90-х.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 54 comments