Глокая Куздра (belik) wrote in kinoclub,
Глокая Куздра
belik
kinoclub

Category:

"Вечное сияние страсти" / Eternal Sunshine of Spotless Mind

Вся подготовка к просмотру фильма - сплошной обман и головомороченье, что, надо признаться, очень и очень хорошо. Наши прокатчики вольно или невольно поддержали задумку авторов о головоломке или клубке, который надо распутываять потихонечку, по капельке, по моточку...

"Вечное сияние страсти" - вот что мы видим на афише, помимо имен Джима Керри и Кейт Уинслет. Бодро шагаем на очередную комедию с гуттаперчивым Керри - но пред нами Керри грустный, измученный и какой-то несмешной. Ничего, думаем мы, еще не вечер! Однако затем нам сообщают, что фильм называется "Вечное сияние светлого разума", и покуда мы гадаем, а туда ли, собственно говоря, попали, выясняется, что автор сценария - Чарли Кауфман. И тут мы понимаем, что карнавала не будет. И Джима Керри аля "Тупой и еще тупее" - тоже. Вместо этого мы видим Керри из "Шоу Трумена" и "Человек на луне" - то есть не забавного клоуна, а несчастного и мудрого шута. Который в один ужасный день встерчает прекрасную незнакомнку (Уинслет), проводит с ней время - и вдруг оказывается, что они давным-давно знакомы, любили друг друга, затем устали друг от друга, и Она, как наутра внезапная и противоречивая, решила стереть о Нем все воспоминания. Теперь Он для Нее - совершенно чужой человек. Герой раздавлен и унижен, и в таком же отчаянном порыве решается в отместку удалить и себе все воспоминания о Ней.

Бред, не правда ли? Но признаемся честно - каждый из нас хоть раз в жизни мечтал о подобном. И вот пред нами искусно разворачивают хитросплетения чужого ума, чужих потемок души, мы блуждаем по закоулкам воспоминаний героя - который чем дальше, тем больше и больше выясняет, что от своей памяти ему избавляться совершенно не хочется! Парадокс, не так ли? Но такова правда: наши ошибки и наша боль - это часть нас самих, и просто так взять и вычеркнуть часть своего прошлого - дело чреватое. И то, что мы так хотели бы забыть, на самом деле забывать не хочется, потому что в каждом событии есть страдание и счастье одновременно. Поэтому Он так неистово цепляется за пережитое, обнаруживая в нем столь много прекрасного. Поэтому героиня Кирстен Данст, ассистентка доктора-экспериментатора, совершает такой странный, казалось бы выбор...

Джима Керри я лично считаю одним из Клоунов Божьих (так, кажется, называли Вацлава Нижинского). К ним же я причисляю Андрея Миронова, Лию Ахеджакову, Чарли Чаплина... всех не вспомню, вместе, может, продолжим. Это актеры, каждой клетке которых дан Трагикомический Дар, а не просто умение повеселить толпу, как это делает, скажем, Адам Сандлер или Панкратов-Черный. Актеры, которые в одну и ту же секунду заставляют тебя и плакать, и смеяться, и глаза которых грустны всегда, даже когда артист бьется в припадке гомерического веселья. Джим Керри - один из них, его можно не любить (что вполне объяснимо: он не пятак, чтобы всем нравится), но я лично уверена - нельзя считать его плохим актером. Нравится-не нравится - дело вкуса, но обижать профессионально не надо:)) В этом фильме Керри невероятно трогателен в своей обыденности: он - один из многих, не плохой и не хороший, самый обычный несчастный человек. Пластика и мимика Керри в этой роли передают неустойчивость наших решений, наше желание быть понятым и любимым, которое мы скрываем под масками равнодушия, обиды, злости, цинизма - этакая двойственность, проскальзывающая в каждом жесте актера.

Кейт Уинслет, напротив - воплощение непосредственности и прямолинейности. Ей, в отличие от Лео ДиКаприо, как-то удалось избавиться от "титанического" шлейфа, посему к ней - меньше пристрастия. Уинслет держится с Керри не просто уверенно - на равных. Вместе они смотрятся как хороший актерский тандем, а не причуда отвественного за кастинг. Таковой причудой, скорее, служит Фродо Бэггинс, он же Элайджа Вуд - вот уж кому теперь долго не отмыться от "Властелина колец"!!! Вот уж при чьем виде в зале раздаются ехидные смешки! Элайджа, слава богу, по-настоящему умеет играть, поэтому минут через 15-20 про хоббитов забываешь и следишь, как Вуд по глупости и молодости пытается украсть чужую жизнь.

Мораль сей басни такова: кино об очень тонком и интимном, снятое так же тонко, пронзительно, аккуратно и вдумчиво. Сильно посмеяться не удастся, поэтмоу не верьте аннотациям про комедию. Это не комедия - это, скорее, притча с элементами гротескного юмора, которая оставляет в душе теплые и светлые чувства о том. что мы когда-то сделали - и не забыли...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments