
Думаю, каждый, кто видел знаменитую ленту Алана Пакулы «Вся президентская рать», не удержится от сравнения «В центре внимания» с этим фильмом. На лицо и схожая тема (журналистское расследование), и узнаваемая стилистика 70-х годов., Исполнитель одной из главных ролей, Майкл Китон, даже признался, что пересматривал картину Пакулы для того, чтобы вжиться в роль. Но «В центре внимания» все-таки самостоятельное произведение, а не калька с известного фильма об уотергейтском скандале.
«Вся президентская рать» — это, на мой взгляд, история о том, как должны работать настоящие журналисты. Её главная задача — показать, какой силой может обладать честная журналистика. Том Маккарти преследует несколько иные цели, режиссер делает акцент не на самом процессе расследования, а на внутреннем конфликте героев. Лежащая в основе сюжета проблема гораздо сложнее политического скандала накануне выборов. Как говорит один из персонажей картины, «церковь имеет дело с вечными ценностями». Многие в этом фильме не хотят признавать преступления церкви не из страха или меркантильных соображений, а из-за нежелания потерять веру. Сложно отделить веру от церкви как «организации, состоящей из людей», да и возможно ли такое отделение?
Завязка сюжета — назначение на пост главного редактора Марти Бэрона — человека из другого города, более того, не католика. Он чужд Бостону, поэтому только у него получается увидеть то, что остальные стараются не замечать. Произнесенная одним из героев фраза «только чужак может изменить систему» является лейтмотивом этой истории.
Фильм предельно антиклерикален, католическая церковь предстает в нем левиафаном куда более страшным, чем государственная машина. Но основная претензия авторов к церкви заключается не в стремлении к власти или корыстолюбии, а в дискредитации самой религий, в лишении людей веры. Именно лишение веры является главным преступлением той системы, с которой борются главные герои фильма.
Несмотря на детальное воспроизведение процесса журналистского расследования, «В центре внимания» — отнюдь не производственная драма, а кино о проблемах, касающихся даже тех, кто совершенно далек от журналистики. Именно это делает картину оригинальной вопреки значительному формальному сходству со ставшим классикой фильмом Пакулы.