Maria Vystavkina (mariavyst) wrote in kinoclub,
Maria Vystavkina
mariavyst
kinoclub

Categories:

"Свободное плавание" (2006), реж. Борис Хлебников


Свободное плавание
«Свободное плавание» - первый фильм Бориса Хлебникова, снятый не в соавторстве с Алексеем Попогребским, но в нем уже прослеживаются многие характерные для этого режиссера стилевые черты. Своеобразная манера повествования, любовь к долгим планам, особенности работы с цветом и ключевые актеры будут присутствовать во всех его последующих работах.

Свободное плавание
Картина повествует о парне из маленького города, где все заранее предопределено. Люди заканчивают школу, идут работать на единственный в городе завод, и уже заранее известно, как будет протекать их жизнь, чем они будут заниматься, каков будет их круг общения. Поэтому никто ни о чем не задумывается, все живут по заданной программе. Но внезапно завод закрывают и главному герою, как впрочем и всем жителям этого города, приходится отправляться в так называемое «свободное плавание». Однако, в отличие от своих одноклассников и коллег с завода, которые все равно не хотят ничего менять, он пытается что-то сделать, самостоятельно определить свое место в жизни. И по мере того, как главный герой делает попытки найти работу, любовь, друзей, он начинает все больше видеть и понимать, замечает все больше несправедливости и неустроенности. Он больше не может спокойно жить той жизнью, которой живут все его знакомые. И ему остается только уехать. Конец фильма, на мой взгляд, говорит о том, что у него нет надежды ни вписаться в жизнь этого города, ни изменить её.

Свободное плавание
Во время просмотра этой картины мне не раз вспоминалась книга «Запечатленное время» Андрея Тарковского. В ней он много говорит о том, что кино не должно пытаться агрессивно воздействовать на зрителя, и приводит в пример фильмы Робера Брессона, в особенности «Дневник сельского священника», где режиссер, казалось бы, только беспристрастно наблюдает за жизнью героя, однако это производит поразительный эффект. «Свободное плавание» во многом соответствует этой идее. Фильм Бориса Хлебникова лишен пафоса, режиссер фиксирует жизнь главного героя, не используя никаких нарочитых приемов воздействия на зрителя, однако то, насколько достоверно и правдиво выглядит показанное на экране, вызывает сочувствие и сопереживание. Рассказанная в этом фильме история затрагивает не только социальные, но и экзистенциальные проблемы, проблемы свободы, самоопределения, поэтому она может вызвать отклик у совершенно разных людей. Но мне кажется, этот фильм в первую очередь интересен молодым людям, которые сами находятся в поиске себя в этом мире.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment