desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Почему уже 40 лет мир продолжает смотреть «Звездные войны»?

НОВАЯ НАДЕЖДА
Почему вот уже 40 лет мир продолжает смотреть «Звездные войны»?

zoryani_viyny
На премьере фильма «Бунтарь-Один. Звездные войны: история» в Киеве преобладала молодежь. Зал выглядел несколько карнавально, поскольку некоторые зрители пришли одетые как герои картины: была принцесса Лея в белых одеждах, парочка Дартов Вейдеров, полдесятка штурмовиков Империи и еще несколько внеземных существ неизвестных рас, но явно экранного происхождения. Это не просто мода - это культ. Еще более удивительный, учитывая то, что первые «Звездные войны» вышли почти 40 лет назад - в 1977-м, и эта юная публика - дети или даже внуки тех, кто видел первую вспышку джедайского меча.
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то жанр «космической оперы», эталоном которой являются «Войны», считали низкопробным развлечением для подростков. Сам термин был сформулирован в 1940 году Уилсоном Такером: «Если вестерн называют «конской оперой», слезоточивый сериал для домохозяек - «мыльной оперой», то халтурную жвачку о космолетах и спасателях миров можно смело назвать «космической оперой».

Следует еще заметить, что до 1977-го космическая фантастика вообще оставалась на обочине, проигрывая в популярности боевику, вестерну или мелодраме. Наивысшим достижением был телесериал «Звездный путь» (1966-1969), а «Космическую одиссею 2001» Стэнли Кубрика (1968) можно не считать, так как это скорее серьезная философская драма с футурологическим антуражем.

Джордж Лукас, автор «Войн», вдохновлялся штудиями американского ученого-мифолога Джозефа Кэмпбелла, в первую очередь книгой «Герой с тысячью лиц». Исследовав легенды, предания, религиозные доктрины разных народов мира, Кэмпбелл создал концепцию мономифа – единого архетипического сюжета о становлении героя.

Действительно, протагонист классической «звездной» трилогии 1977-83 гг. Люк Скайуокер проходит все необходимые стадии мифической инициации - безбедное детство, наставничество старших джедаев, опасное путешествие, обретение магического артефакта (джедайский меч), овладение сверхспособностями, спасение настоящей принцессы, победа над чудовищами. К универсальному сюжету - универсальные герои: безгрешные витязи-джедаи, у которых даже оружие состоит из чистого света, космический сорвиголова Хан Соло, красавица в белом - Лея, два смешные робота C-3PO и R2-D2 - модифицированные слуги-шуты прямиком из комедии дель арте; со стороны зла - трагический подручный дьявола Дарт Вейдер в непроницаемом шлеме, чья форма заимствована у средневековых самураев, и сам дьявол - император, скрывающий обезображенное лицо под зловещим черным капюшоном.

Очевидно, что Лукасу удалось, опираясь на исследования сказки, самому создать сказку, интересную и взрослым, и детям (собственно, фильм 1977 года начинается сказочным зачином: «Давным-давно, в далекой-далекой галактике...»). К этому режиссер добавил более актуальные реалии. Альянс повстанцев воюет против диктатуры императора. Униформа офицеров Империи, построение их войск вызывают недвусмысленные ассоциации с эстетикой Третьего Рейха. Кстати, полнометражным дебютом Лукаса была антиутопия «THX 1138» (1971) о тоталитарном обществе, контролируемом машинами. Картины боев, как воздушных, так и наземных, очевидно навеяны хроникой и игровыми лентами о Второй мировой. В целом параллели и подтексты в первых трех картинах можно находить бесконечно - от фильмов Акиры Куросавы до «Волшебника страны Оз». И даже когда началось конвейерное производство новых эпизодов, каждый из которых был хуже предыдущего, народ все равно безотказно заполнял кинотеатры. К сожалению, авторы не торопились отблагодарить аудиторию свежими идеями. Спецэффекты вытесняли содержание, некогда оригинальные режиссерские приемы превратились в общие места. Прошлогодний VII эпизод - «Пробуждение силы» - вообще напоминал этакого Голема, почти полностью состоящего из штампов.

«Бунтарь-Один» - не продолжение, а спин-офф «Звездных войн». Фильм британца Гарета Эдвардса рассказывает о событиях, непосредственно предшествовавших эпизоду 1977 г. По содержанию это история жизни Джин Эрсо (убедительная работа Фелисити Джонс), довольно циничной аутсайдерши, которой в силу ряда обстоятельств выпадает миссия спасения галактики. Империя построила боевую станцию (знаменитую «Звезду смерти»), способную уничтожать целые планеты. Альянс повстанцев не решается на конфронтацию, и тогда Джин с командой таких же, как она, безумцев на свой страх и риск решается проникнуть на тщательно охраняемую имперскую базу, чтобы раздобыть чертежи супероружия. В бой втягиваются все большие силы с обеих сторон, включая вечного любимца молодежи Дарта Вейдера.

Любой фильм из вселенной «Звездных войн» обречен на лидерство в прокате. Новость в том, что «Бунтарь» - не только коммерчески, но и кинематографически успешная работа.
После явно изнурительной борьбы с продюсерами Гарет Эдвардс сделал смелый шаг - сменил жанровую установку. «Бунтарь» - не сказка, а военная драма. Здесь нет рыцарей-джедаев и добро не всегда безупречно. Важна лишь битва, которую нужно выиграть, причем хеппи-энд главным героям не гарантирован. На ум приходит американская классика «Грязная дюжина» - о такой же группе самоубийственно смелых изгоев в тылу врага. Подобно Лукасу, Эдвардс использует наработанную Голливудом и ТВ образность войны, особенно в яркой и динамичной второй части «Бунтаря»: на ум приходят высадка в Нормандии в 1944-м, сражения во Вьетнаме в 1960-х, ядерные испытания на Тихоокеанских атоллах, и эта узнаваемость делает происходящее на экране по-настоящему убедительным. Как говорил французский классик Жан-Люк Годар по другому поводу, хорошая выдумка должна быть подкреплена фактами.

Удастся ли привить дичок реализма дряхлому стволу основного цикла - пока непонятно. По крайней мере, впервые за много лет в цикле «Звездных войн» появился действительно свежий фильм. И лично я с большим нетерпением буду ждать выхода не восьмого эпизода, а еще не названной картины о Хане Соло – которого в 1977 году с таким обаянием сыграл Харрисон Форд.

И да будет Сила с режиссерами и продюсерами - а деньги у них и так есть.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК

Вчера не стало Керри Фишер - принцессы Леи.
Светлая память...
147389_original
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments