kofe_family (kofe_family) wrote in kinoclub,
kofe_family
kofe_family
kinoclub

Черная месс/ Black mass

Черная месса - тот самый случай, когда экранизация жизни известного человека (хоть и преступника) не отображает всей масштабности его фигуры.


У каждой крупной кинокомпании наверняка есть план на год по комедиям, боевикам, драмам, байопикам. Идеально, когда можно сочетать сразу несколько жанров, чтобы и мысль была, и струна звенела и история не подлежала сомнениям – вот вам Википедия – с нас взятки гладки. К такому костюму-тройке всегда легко примерить будущий Оскар, как минимум, сшитый из номинаций.

Для подобной формулы жизнь гангстера – лучший вариант для переноса на пленку. Лидер среди своих, страх и ужас для врагов. Народ боготворит его за халявные индейки в день благодарения – наш Робин Гуд! А полиция вторит – ну крут же, крут - бродяга.

Поэтому каждый год на экраны попадает очередная лента про очередного «самого злобного и ужасного, неуловимого и противоречивого гангстера в мире». Фильм "Черная месса" - история о Джимми Уайти Балджере – из этой серии. Однако второй раз ее не пересмотрят, на цитаты не растащат и Депп не получит Оскара, даже за циклопоподобный грим.

Гангстер с ирландскими корнями в Бостоне – это каждый второй мужик. Это как в Кении искать человека, который сможет пробежать марафон. В Кении все бегают с рождения до ближайшего магазина за хлебом 40 километров. В Бостоне  - все гангстеры. И об этом уже сняли миллион фильмов. Аксиома.

Для того, чтобы именно эта Бостонская история захватила наши умы и сердца, нужно чем то удивить. А вот удивить «месса» не может. На мой взгляд, даже не пытается.

За два часа в фильме нет резких поворотов, нет нагнетания напряжения, нет ситуаций, когда дышать опасно (крайне слабое утешение – сцена со стейками и болезнь сына). Нет перестрелок, погонь и даже единственная драка проигрывает любому вечернему файтингу у ближайшего вино-водочного.

Нет пояснений, почему в ФБР о сотрудничестве с Уайти (самом секретном информаторе) знает человек двадцать! Об этом вслух разговаривают даже у ксерокса и в буфете. Но другие гангстеры и пресса узнают эту «новость» лишь спустя «надцать» лет. Как-то неправдоподобно.

На экране оргпреступность представлена пятью ирландцами и двумя итальянцами (которые засветились в кадре три секунды). Не чувствуется масштабности организации. Нет понимания, почему Уайти - №1 и как он держал город? Почему за эти годы не появился молодой горячий и безбашеный парень, пожелавший сдвинуть его с трона? В реальности такие попытки были, но нам забыли их показать. Создается впечатление, что Уайти держит не Бостон, а хутор в песках Техаса с населением в две дюжины человек. Почтальон, кухарка, мэр и пятеро бандитов.

Да, нельзя не отметить игру Деппа, который выступает олицетворением жестокости, насилия и беспринципности. Если брать попадание в образ  - здесь он великолепен. Как и роль Джоэла Эджертона – фэбээровца попавшего в собственный капкан.
Однако обилие талантливых актеров не могут дать фильму ровным счетом нечего. Потому что сценарий скучен, а монтаж безжалостен. В этом опасность любого фильма, снятого лишь «по мотивам». Все равно, в конце концов, двадцать человек завалил Уайти или десять. Он преступник и убийца. Мы его и так осуждаем и желаем гореть в аду. Но коль уж вы потратили деньги на съемки, раскрутку и затянули нас в кинотеатр бездонными стекляшками Джонни Деппа – расскажите историю ин-те-рес-но.

Возможно, корень зла в хронометраже, который не позволяет рассказать историю длиной в несколько десятилетий,  подробно уделяя внимание нюансам, всем героям и остросюжетности в равной мере. Пример недавнего сериала  «Нарки» про Пабло Эскобара показателен – как надо снимать подобную историю. А в случае с «Черной мессой» попытка «впихнуть невпихуемое» в два часа закончилось фактически клипом про жизнь Уайти в стиле time-lapse. Обо всем и не о чем. Мы вам покажем лишь три секунды, а всю сцену целиком вы додумаете сами.

Но зрителю не важно, что «Отступники» или «Город воров» в реальности в чистом виде не существовали.  Зритель помнит эти фильмы за массу ярких моментов.  А вот «Черную мессу» помнить не за что. Разве что пластическим хирургам понравится приклеенный лоб Джонни Деппа.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments