Черная месса - тот самый случай, когда экранизация жизни известного человека (хоть и преступника) не отображает всей масштабности его фигуры.
У каждой крупной кинокомпании наверняка есть план на год по комедиям, боевикам, драмам, байопикам. Идеально, когда можно сочетать сразу несколько жанров, чтобы и мысль была, и струна звенела и история не подлежала сомнениям – вот вам Википедия – с нас взятки гладки. К такому костюму-тройке всегда легко примерить будущий Оскар, как минимум, сшитый из номинаций.
Для подобной формулы жизнь гангстера – лучший вариант для переноса на пленку. Лидер среди своих, страх и ужас для врагов. Народ боготворит его за халявные индейки в день благодарения – наш Робин Гуд! А полиция вторит – ну крут же, крут - бродяга.
Гангстер с ирландскими корнями в Бостоне – это каждый второй мужик. Это как в Кении искать человека, который сможет пробежать марафон. В Кении все бегают с рождения до ближайшего магазина за хлебом 40 километров. В Бостоне - все гангстеры. И об этом уже сняли миллион фильмов. Аксиома.
За два часа в фильме нет резких поворотов, нет нагнетания напряжения, нет ситуаций, когда дышать опасно (крайне слабое утешение – сцена со стейками и болезнь сына). Нет перестрелок, погонь и даже единственная драка проигрывает любому вечернему файтингу у ближайшего вино-водочного.
На экране оргпреступность представлена пятью ирландцами и двумя итальянцами (которые засветились в кадре три секунды). Не чувствуется масштабности организации. Нет понимания, почему Уайти - №1 и как он держал город? Почему за эти годы не появился молодой горячий и безбашеный парень, пожелавший сдвинуть его с трона? В реальности такие попытки были, но нам забыли их показать. Создается впечатление, что Уайти держит не Бостон, а хутор в песках Техаса с населением в две дюжины человек. Почтальон, кухарка, мэр и пятеро бандитов.
Возможно, корень зла в хронометраже, который не позволяет рассказать историю длиной в несколько десятилетий, подробно уделяя внимание нюансам, всем героям и остросюжетности в равной мере. Пример недавнего сериала «Нарки» про Пабло Эскобара показателен – как надо снимать подобную историю. А в случае с «Черной мессой» попытка «впихнуть невпихуемое» в два часа закончилось фактически клипом про жизнь Уайти в стиле time-lapse. Обо всем и не о чем. Мы вам покажем лишь три секунды, а всю сцену целиком вы додумаете сами.