desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

«Ида» / Ida (Павел Павликовский, 2013)

название рецензии ДИТЯ ВО ВРЕМЕНИ
(упреждая вопросы "где скачать?" - есть по всему интернету)



Польский черно-белый фильм «Ида» («Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», режиссер – ныне живущий в Британии Павел Павликовский) - это несколько дней из жизни молодой послушницы Анны (Агата Тшебуховская) перед принятием обета. По совету настоятельницы она едет в гости к своей тёте Ванде (Агата Кулеша) - судье и бывшему сталинскому прокурору, за жестокость прозванной «Красная Ванда». Именно от Ванды племянница узнает, что ее настоящее имя— Ида Лебенштейн, а её родители убиты во время войны. Ида решает найти их останки. Вместе с Вандой они отправляются в путешествие.

«Ида» - и роуд-муви, и роман взросления с психологически отчужденной протагонисткой. Мы не знаем, что у нее на уме, она почти не говорит, не задерживается на считанных крупных планах, которыми принято питать зрительский вуайеризм. Молчание понятно: ведь Ида с младенчества знала только монастырь, куда ее отдали, отлучив от обреченной семьи. Единственная значимая фраза Анны-Иды - «Я не готова» - звучит, когда главное произошло: дорогие мертвецы найдены и похоронены, убийцы сознались и остались безнаказанными, нераскаянными, все не как в кино, однако она еще не готова покинуть мир. Еще есть дела.

Павликовский избегает соблазна устроить противостояние религиозной праведности и коммунистического безбожия. Насколько скрытна, сдержана Ида-Тшебуховская – настолько экспансивна Ванда-Кулеша: способная кого угодно соблазнить или размазать по стенке, или, внезапно, совершенно беззащитная, она даже паузы держит выразительно до крика. Но и в молчаливом упрямстве Иды не меньше страстей. Тшебуховская и Кулеша составляют потрясающий дуэт в антагонизме характеров, не идеологий.

Неполная неделя перед окончательным возвращением в монастырь и является для Иды «жизнью», а с другой стороны, инициацией, обязательным для любого человеческого существа приобщением к смерти и к любви.

И произойти это должно в такой гамме, в таких декорациях. Павликовский безукоризненно отстроил материальную среду скудных ПНР-овских шестидесятых: улицы и трамваи, костелы и гостиницы, костюмы и кабаки, старое кладбище, лес, дорога, пашня вырисованы с точностью умелого графика. Но цвет отменен не только из-за стремления к аутентичности, которая везде, тем более в кино, всегда остается иллюзией, а из-за того, что Роза, как и ее выжившая дочь, была рыжей.

Была. Видим ее только на выцветшей фотографии, с ребенком на руках. Из снимка, фиксирующего утрату, вырастает, по сути, история Иды – а, значит, и образ ее реальности - черно-белой и отмеченной невыводимым слепым пятном на месте катастрофы Истребления, которая, похоже, никогда не будет осознана до конца в том числе из-за обыденности, лежащей в ее основе. Обыденность зла: убить семью, которая тебе доверилась, чтобы завладеть домом убитых. Убить, зная, что отвечать не придется, поскольку убитые - евреи. Ванда, собственно, об этом и спрашивает племянницу: «А что, если ты поедешь туда и узнаешь, что Бога нет?»

Но это не о Боге, а о времени.

Ида устремляется из визуально подчеркнутого безвременья монастырских стен (оператор - Лукаш Зал) ко времени историческому, то есть нечеловеческому, наполненному неотомщенными и непогребенными жертвами, оказавшимися исчезающе малой частью колоссальной статистики убийств, и также – к нестерпимому настоящему, разорванному между этим чудовищным прошлым и суетливым будущим, о котором Ида допытывается у влюбленного в нее музыканта (Давид Огродник): «А потом?» Но то, что потом – жениться, купить дом, собаку, завести детей - не так важно как то, что сейчас.

Она молча идет по дороге, на фонограмме – Бах, навстречу – машины, едут туда, в «потом». То же сосредоточенное, спокойное лицо. Ей, как и прежде, не нужно ничего говорить. Она знает, что было. Она знает, что ее зовут Ида. Проснувшееся дитя во времени.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments