desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

«Интерстеллар» / Interstellar (Кристофер Нолан, 2014)

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» не стал новым словом в кинофантастике, но, несомненно, освежил жанр.

Interstellar означает «межзвёздный». У меня как поклонника Pink Floyd это название вызывает ассоциации с их шедевром 1960-х - инструментальной композицией Interstellar Overdrive (букв. «Межзвездное ускорение»).


Тогда был золотой век фантастики. Пришествие инопланетян, экспедиции в иные галактики казались многочисленным энтузиастам делом решенным; творческая молодежь открывала неведомые миры с помощью ЛСД и восточных практик, а глубокий космос казался продолжением космоса внутреннего – отсюда и увлечение интеллектуалов фантастическим антуражем разного рода. Недаром в бунтарском 1968-м, когда Pink Floyd играли свой «Overdrive» в лондонских подпольных клубах с названиями наподобие UFO (НЛО), вышел величайший фильм о межпланетном странствии - «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика.

С тех пор фантастика прошла через массовое опрощение, стала конвейерным продуктом на уровне подросткового комикса, разделившись на «космические оперы» (эстетика, определенная «Звездными войнами» Джорджа Лукас)а и космические ужасы (привет, «Чужие»); или авантюрная сказка, или кошмар. Кристофер Нолан параллелей с Кубриком не скрывает и пытается, отринув штампы, вернуться к революционно-радостным дням всеобщего (само)познания. В жанровой формулировке «научная фантастика» ударение сделано на науке: сопродюсер «Интерстеллара» — известный физик Кип Торн. Среди прочего, он прославлен разработкой теории «кротовых нор». «Кротовая нора» (англ. wormhole) — гипотетическая особенность пространства-времени, представляющая собой «туннель» в пространстве, делающий возможным моментальное перемещение между сколь угодно удаленными друг от друга частями Вселенной. Общая теория относительности допускает существование двух типов таких туннелей - проходимых и непроходимых; Торн как раз рассчитал существование проходимых. В «Интерстелларе» нора, открывшаяся возле Сатурна, становится непосредственной причиной, по которой главный герой отправляется в далекое и опасное путешествие.

Нолан пытается уйти от истертой развлекательной эстетики не только диалогами о сингулярности, нейтронных звездах, черных дырах и горизонте событий, но и эстетически. Его космос молчит, даже когда происходит взрыв (вакуум не передает звуков), свет звезд холоден, а земное будущее бедственно. Герой - пилот НАСА Купер (Мэттью Макконахи) держит ферму, потому что истощенные ресурсы Земли не позволяют проводить космические полеты. Солнечный полдень, пожираемый пыльной бурей, заблудившийся беспилотник над пока еще зелеными полями, глубокие светотени, пронизывающие кадр, любовно прописанная фактура старого дома (оператор - Хойте Ван Хойтема) сообщают земным эпизодам атмосферу одновременно камерную и апокалиптическую, что напоминает о поздних лентах Тарковского, о «Меланхолии» Триера и «Древе жизни» Терренса Малика. Музыка Ханса Циммера усиливает эффект – это прозрачный электронный эмбиент, сотканная на синтезаторе почти неосязаемая грусть, иногда взрываемая органными трубами, но без эмоционального пережима, всегда оттеняющая нужный драматический момент.

Если Земля – это полудетское сновидение на пороге катастрофы, то далекие миры, куда Купер отправляется через «нору» в поисках планеты для общего спасения, впечатляют по-иному. Это симфония стихий - временн`ые ловушки и гигантские волны, замерзшие облака и каменные равнины, пылающее кольцо вокруг нейтронной звезды и кольца Сатурна, на фоне которых корабль землян кажется ничтожной пылинкой. Интенция в «Космической Одиссее» и в «Интерстелларе», при несравнимом уровне фильмов, одна: одинокий странник выходит за пределы представимого и открывает новый путь для человечества. Но там, где у Кубрика – метафизика ницшеанского Сверхчеловека, у Нолана – любовь как главная сила. И здесь возникают сложности.

Тему любви можно решить по-разному: как высокую драму или как мелодраму. Нолан склонен к последнему. Мэтью МакКонахи, Энн Хэтуей (в роли напарницы и вероятной возлюбленной Купера), Джессика Честейн (Мерфи, дочь Купера, во взрослом возрасте) типажно на своих местах. Но, пытаясь насытить эмоциями масштабную сюжетную конструкцию, Нолан перебирает с сантиментами до такой степени, что вся драматургия фильма вкупе с актерской игрой едва ли не тонут в горько-соленом надрыве.

Что в сухом остатке? Скачка в неизведанное художественное пространство не произошло, однако «Интерстеллар» благодаря нескольким сценарным и жанровым трюкам усилил освежающую для кинофантастики тенденцию показа научно обоснованных чудес.

И психоделические экспериментаторы 1960-х, и Кубрик были едины в том, что любое далекое странствие - это всегда в конечном счете путешествие в себя, в поисках смысла собственного существования. В каждом десятилетии находятся режиссеры, которые, отбросив космооперную мишуру, пытаются ответить на все те же вечные вопросы. Нолан сделал свою попытку. Не во всем удачную, но, вне сомнений - эффектную.

Дмитрий Десятерик, «День»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments