desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Голгофа» / Calvary (Джон Майкл МакДонах, Ирландия, 2014)

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ



В маленьком приморском городке живет католический священник отец Джеймс. Однажды в воскресенье к нему приходит на исповедь прихожанин, который сообщает, что в детстве подвергался насилию со стороны ныне почившего священнослужителя. Из этой горестной истории пострадавший сделал странный вывод: на убийство плохого пастыря никто и не обратит внимания, тогда как убийство хорошего заставит общество задуматься. У отца Джеймса есть неделя на то, чтобы привести в порядок земные дела.

Фильм «Голгофа» снят Джоном Майклом МакДонахом – восходящей звездой ирландской режиссуры. В 2000 году он дебютировал короткометражкой "Вторая смерть", три года спустя стал автором сценария исторической драмы "Банда Келли" с Хитом Леджером, Орландо Блумом, Джеффри Рашем и Наоми Уоттс в главных ролях - эта работа принесла ему номинацию на премию Австралийского киноинститута. Его первый полный метр "Однажды в Ирландии" (2011) получил приз за лучший дебют Берлинского МКФ. Кстати, там схожий сюжет: одиночка-полицейский в ирландском захолустье в определенный момент также сталкивается со смертельной угрозой и так же, как и отец Джеймс, притягателен в своих противоречиях – массивный ангел добра на земле.

Отсчет последних дней святого отца идет от эпизода к эпизоду, разделенных титрами: понедельник, вторник, среда. Его паства являет обычный набор грехов: сквернословие, блуд, пьянство, непомерная гордыня, немотивированная агрессия, цинизм от осознания собственного бессилия, отсутствие смысла. Люди как люди.

Пройти такую галерею пороков без юмора невозможно – и он здесь мало того что по большей части меткий, но еще и уравновешен с драматической канвой. Сценарная часть в целом выше всяких похвал. Блестящие диалоги, полнокровно прописанные герои – даже третьестепенные персонажи интересны. И, конечно, отменные актерские работы. В первую очередь - Брендан Глисон в роли Джеймса. В то время как все вокруг упражняются в остроумии, он – чуть ли не единственный непроницаемо серьезен и всегда говорит то, что имеет в виду. Но – вот парадокс хорошей игры – хотя Джеймс-Глисон возвышается незыблемой колонной морального авторитета, он остается не менее ярким характером, чем все остальные.

От понедельника до воскресенья он восходит на свою никому не заметную Голгофу. Облегчает тяжесть депрессии своей дочери, которой катастрофически не везет с мужчинами. Пытается разобраться, кто бьет одну из его прихожанок. Опекает древнего одинокого деда. Разделяет молитву с женщиной, потерявшей мужа в автокатастрофе. И пытается понять того несчастного, задумавшего убийство, чтобы преподать урок погрязшему в равнодушии человечеству – а на самом деле просто чтобы отомстить за свою боль. Одним словом, как настоящий пастырь, помогает тем, кто в этой помощи нуждается – при этом помогая самому себе.

В целом «Голгофа» - редкий фильм, который говорит о религии - а, по сути, об искусстве достойного умирания – легко, с уместными шутками, без поучений, без мелодраматических надрывов (ну, может быть, чуть-чуть в самом конце); иными словами – трагикомедия жизни в тени смерти.

Человеческая трагикомедия.

Дмитрий Десятерик, «День»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments