Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Помпеи / Pompeii (2013)

Пепел сбей

Подавляя кельтское восстание, римляне во главе с сенатором Корвом (Сазерленд) вырезают мирную деревню. Единственный выживший мальчик Майло (Харингтон) попадает в рабство и становится высококлассным гладиатором - чемпионом арены в Лондониуме. Его привозят в Помпеи, где он влюбляется в знатную римлянку Кассию (Браунинг). Однако её собирается взять в жёны тот самый Корв - убийца родителей Майло. Корв рассчитывает погубить Майло во время гладиаторских боев на арене Помпеев. Но тут оживает дремлющий вулкан Везувий...

Как я надеялся на этот фильм! Параллельно Ридли Скотт делает сериал по "Помпеям" Роберта Харриса - замечательному роману, в котором переплелись историческая достоверность и отличная драматургия. Там в центре сюжета - акварий (ну, водопроводчик), призванный в Помпеи починить систему акведуков, засбоившую накануне извержения. И есть нормальные герои: римские нувориши, разбогатевшие на скупке недвижимости в городе после землятрясения 62 года, прекрасные женщины, мечтающие о свободе рабы и даже писатель-эрудит Гай Плиний Секунд Старший (автор 37 книг "Естественной истории" - одной из первых в мире энциклопедий), который погиб, изучая извержение.
На таком фоне андерсоновские "Помпеи" - просто грохочущий аттракцион с картонными героями, голливудский лубок в худшем проявлении.

Справедливости ради: технически фильм сделан безупречно. События и эффекты сбиты максимально плотно - в первые же минуты фильма ёмко представляют всех героев и заявляют все конфликты, успевают их раскрыть, после чего уже начинается тотальный помпец. Кадры разрушения города завораживают: гора грохочет и черная туча пепла затмевает солнце. В наступившей тьме пылающие куски горы разносят здания и корабли. (Хотя у Эммериха в "2012" разрушения и картины апокалипсиса, пожалуй, поэффектней.)
Увы, смотреть, как работает хорошо подогнанный и смазанный механизм сюжета, скучно до зевоты. Шаблонные герои нисколько не увлекают своими шаблонными судьбами. Есть только хорошие и плохие - никаких полутонов. Происходящее с ними можно предсказывать наперёд - никакой интриги. От этого и масштабные картины извержения не захватывают: интересно следить за судьбами живых героев в ужасных обстоятельствах - а не за одноплановыми марионетками и траекторией полета осколков громыхнувшего вулкана.
Что до исторической достоверности, на которую упирает продюсер фильма, тут как и с сюжетом - упор только на общий каркас. Да, помянули восстание Боудикки, императора Тита - но атмосфера того периода в фильме поверхностна, не дает общего представления и служит только для движения сюжетной пружины и не более. Между тем история гибели Помпей изобилует массой интереснейших деталей, которые создатели фильма не захотели замечать.
Везувий рванул в 79-м, погубив Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и виллы в Стабиях. (В Стабиях, к слову, погиб Плиний Старший - подплыл изучать извержение, а уплыть не смог: поверхность моря завалило пеплом, от вулканической пыли ученый стал задыхаться и приказал рабу себя зарезать.) Кроме Помпеев, остальные города в фильме не упоминаются. При этом забавно, что Рим выведен как тирания - с легким намеком, что Помпеи - покоренный свободный город. Можно было бы счесть это интересной сменой тренда - Америка ведь всегда представляла себя эдакой наследницей Рима (Капитолий, E pluribus unim - ну, вы знаете) - а тут такой разворот. Но предельная схематичность сценария заставляет махнуть на это рукой.
В целом "Помпеи" стоит посмотреть как масштабное зрелище - всё же фильмы-катастрофы на больших экранах не так уж часто, тем более исторические. А разрушения там показаны эпично. Неплохо выглядят и гладиаторские бои на арене: динамично, жестоко - но без особой крови и драйва того же сериала "Спартак" или фильма "Гладиатор". Увы, одноклеточные герои и прямой, как спица, сценарий ни на минуту не вовлекают в этот фильм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments