pycckux (pycckux) wrote in kinoclub,
pycckux
pycckux
kinoclub

Categories:

"Дом с мезонином" - бездонный космос в маленьком Чеховском рассказе.

.
Если б Чехов увидел множество художественных фильмов, тонко, с любовью и со всеми нюансами передающих его гениальную прозу - как бы он удивился!
Фильм-экранизация Чехова "Дом  с мезонином" просмотрен мной неоднократно.. и все же не отпускал щемящим чувством грустной красоты, загадки и внутренней созвучности. А однажды  страстно захотелось увидеть отрывок из фильма, который описан Чеховым так:
-- Прощайте! -- крикнула она.
И потом минуты две я слышал, как она бежала. Мне не хотелось домой, да и незачем было идти туда. Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. Я прошел мимо террасы, сел на скамье около площадки для lawn-tennis, в темноте под старым вязом, и отсюда смотрел на дом. В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый -- это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить, и в то же время я чувствовал неудобство от мысли, что в это же самое время, в нескольких шагах от меня, в одной из комнат этого дома живет Лида, которая не любит, быть может, ненавидит меня. Я сидел и всё ждал, не выйдет ли Женя, прислушивался, и мне казалось, будто в мезонине говорят.
   Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом я освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге свое пальто и не спеша побрел домой.

      "Дом с мезонином" - это маленький рассказ,  на нескольких страницах, повествующий о романтичном художнике-пейзажисте, влюбившемся в Женю-Мисюсь, юную, чистую и такую же как он романтичную девушку из соседнего поместья. Девушка отвечает ему взаимностью, но строгая, деловая старшая Лидия холодно вмешивается в их отношения и разлучает влюбленных. Ведь семья Волчаниновых - состоятельная, уважаемая, а художник - бессеребренник, бедный странствующий бродяга. Что он может дать любимой кроме пейзажей и востоженного отношения к природе? Кажется, никакй недосказанности нет, все понятно, но почему тревожит, почему будит сознание потоком бездонной информации, толкает к предположениям и размышлениям маленький сюжет, так просто ясно рассказанный классиком?
     Возникает уверенность, что не от холодного рассчета вмешивается Лидия в отношения художника и сестры. Вот ни полслова не было сказано Чеховым, ни одним кадром не намекнул об этом режиссер, но нет сомнений, что Лидия и сама влюбилась, и видеть счастье Мисюсь с предметом ее обожания - ей будет невыносимо. Помогите, подскажите, это одной мне так видится или же просто зашкаливают мои фантазии?
     Безумно хочется заглянуть во внутренний мир Лидии. Вот кажется, какая удивительная, необыкновенная девушка представлена нам в картине.  Но присмотримся внимательнее: из чувства ли добра и сострадания она помогает бедным, собирает деньги на школы, больницы, библиотеки? Никаких сомнений быть не должно. "Удивительная она, необыкновенная Лидия" - твердят все в округе. Но войдем мы, зрители, вместе с ней, с ее сестрой и художником  в простую деревенскую избу, где ютятся полунищие крестьяне, принявшие семью погорельцев. Лидия протягивает им пакетик со сладостями для детей, крестьянка тут же падает к ней в ноги, в избытке чувств воет и причитает слова благодарности. А Лидия? Она как будто за этим и пришла, за поклонением, за восхищением.. не это ли для нее главное, маленькая власть, ощущение величия, а не сострадание и желание разделить с крестьянами их долю и их беды.
     А скромный, и как будто случайный эпизод с больной, умирающей Пелагеей, обратившейся к той же деятельной Лидии?
"Я ничего не могу сделать, езжайте в город к врачу" - смиренно заявляет Лидия.
"Были, были у врача. Уж больно он зол, и лекарство дал всего один мааленький пузырек"
Усталая Лидия покидает больную, ничего не ответив. Что же мы узнаем позже: "У нас в округе случилось чудо! - восхищенно шепчет Мисюсь художнику.- больная Пелагея поправилась! Старая бабушка пошептала и болезнь прошла!"
     Не наводит ли этот случай с Пелагеей на размышления, что женщина заболела, устав от равнодушия, от злости окружающих, от полной безнадеги? А мудрая старуха пошептала добрые слова, вселила надежду - и женщина ожила? Вот и к Лидии Пелагея приезжала не за этой ли самой добротой и надеждой?
    Художник и Мисюсь уважают Лидию, но не верят в возможность изменить мир подачками для бедных, аптечками и библиотеками. "На все воля Божия, мамочка" - говорит Мисюсь. Так может утверждать настоящая, добрая православная христианка. Вот и разлуку с любимым она приняла безропотно, как волю Божию. Но как грустно становится на душе! Грустно, но и светло оттого, что романтичная, чистая любовь так и осталась в рассказе не опороченной и не опошленной супружеским бытом.
"Где ты теперь, Мисюсь" - звучит для каждого читателя и зрителя чем-то родным и своим, неким символом,  далекой мечтой о несбыточном, сказочном счатье, которое было возможно.


PS Я могла бы писать до бесконечности, разбирая каждый, самый незначительный эпизод повествования. Но на этом остановлюсь и предоставлю читателям и зрителям внимательно посмотреть фильм "Дом с мезонином" и добавить от себя те открытия, которые они сделали, просматривая экранизацию маленького чеховского рассказа. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments