maximvictorich (maximvictorich) wrote in kinoclub,
maximvictorich
maximvictorich
kinoclub

Три истории про нас и иностранцев

Оригинал взят у maximvictorich в Три истории про нас и иностранцев
Три истории про нас и иностранцев

«Русская игра» (2007)
«Брестская крепость» (2010)
«Роль» (2013)



Если удается посмотреть фильмы парой или даже серией, составляя из них смысловые паровозики, то всегда это какое-то большее чувство не только в силу большего числа впечатлений, а потому большее, что совокупность увиденного, стремился ты к этому или нет, преподносит странные, новые ощущения, которые приходят к тебе от пересечения идей, картинок, сюжетов.

Казалось бы, что может быть общего между этими абсолютно разными, случайно оказавшимися в моем поле зрения фильмами, кроме того, что все эти фильмы сравнительно недавние, то есть фильмы нового века, и все они о нас и наши, русскоязычные.



Однако, они не только о нас. Фоном в каждой истории выступает заграница, которая в каждой истории, естественно, разная, но довольно холодная и отчужденная. И это мягко сказано, если, к примеру, завести речь о «Брестской крепости» и немцах.



Но и в «Русской игре» Чухрая роль у чужестранцев тоже не завидная – набег на Россию итальянского прощелыги имеет цель тоже не дружелюбную – обмануть дурачков, обыграть и свалить.



В третьем случае, в самом примечательном с точки зрения киноискусства, чужая ментальность предстает неким взглядом с финляндской стороны, неким миром, живущим другими ценностями, которые, казалось бы, должны успокоить нашего человека, даря ему все необходимое – славу, женщину, свободу, благополучие, но и здесь заграница вновь «атакует» непутевую родную сторонку уже своими же, родными силами в лице героя-эмигранта, так и не нашедшего успокоения даже в пешей отдаленности от Родины.



Чужой в этих фильмах предстает для нас заграница. Чужими для неё выглядим и мы. И «Мы» в этих фильмах разные – смелые, открытые, хитрые, задумчивые, умные, глупые, веселые, печальные, влюбленные, отрешенные, болтливые, молчаливые, безудержные, спокойные, решительные, слабые, но везде абсолютно узнаваемые и понятные, какими бы разными не были ни времена, ни мотивы, ни внешние обстоятельства. Мы на экране узнаваемы до радости или тоски, до любви к себе или полному отвращению.

Но что-то такое неясное и странное в нас и в стороне нашей все же есть. Так, что любому актеру найдется роль. Всегда есть, что сыграть, не знаю, хорошо это или печально.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments