gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in kinoclub,
gordon_lachance
gordon_lachance
kinoclub

La vie d'Adèle | Жизнь Адель

-La-vie-


Отмеченное фестивальным триумфом кинопроизведение Абделатифа Кешиша одаряют критическими восторгами, не переставая титуловать его самым значимым фильмом начала двадцать первого века, воздвигая на пьедестал, в общем и целом, обыкновенную и отнюдь далеко не самую выдающуюся в художественном плане картину, главным достоинством которой, определяющим интерес и внимание творческого сообщества и соглядатаев со стороны является безусловное отражение перестроившегося европейского сознания, избавившегося от антагонизма сексуальной дифференциации, придя к половому равенству идей, идеалов и чувств.

Теперь, как и во всём другом, сексуальные отношения пребывают в сфере свободного выбора и личных предпочтений, не избавленных от гомофобного презрения, но, тем не менее, лишённых ужаса угрозы, что демонстрирует чуть растерявшейся Адель одноклассник, не делающий тайны из пивной вечеринки в гей-баре, успокаивая струхнувшую девицу: «Ну и что в том того?». В самом деле, криминальным видится не вечер в специфическом заведении, а употреблённое там по случаю пиво, которое, до совершеннолетия, пити не полагается.

Успокоенная невозмутимостью приятеля, девушка отдаётся равновесному определению лучшего, испытывая предложенное методом проб, надкусывая напросившегося в кавалеры ухажёра, чтобы, почувствовав горечь, выплюнуть его, вспоминая о сладких фантазиях, которые в ней пробудила встречная девушка с голубыми прядями окрашенных волос, породивших влечение, сравнить которое с естественным было лишь делом времени, определяя для себя лучшее, снимая чуть подвисший вопрос.

Осязая время, фильм отражает оформившийся у европейцев переход от запретности однополой любви к её равнозначности, представляя драматическую, наполненную многими перипетиями историю любви, сказать больше, историю первой любви, разворачивающейся в связи двух прекрасных, если не сказать обворожительных, девиц, которым, наряду с обжигающей страстью предстоит испытать холод отчуждения и обиды обмана, тесное сближение и опустошающий разрыв, жизнь до и после, в части первой и в части второй.

В первой части командуют чувства, разжигая огонь в постели, в которой, сжигая время, режиссёр ослепляет Адель экстазом взаимного проникновения с подругой, пристальными взглядами наблюдающей за своей партнёршей, ещё далёкой от полноты жизни, заслонённой о неё горячим дыханием, трепетом губ и нектаром вожделенной плоти.

Абсолютным победителем Канн ленту Кешиша сделал житейский смысл предложенной им истории, где сексуальность перестаёт быть аргументом, превращаясь лишь в элемент отношений, которые режиссёр выводит за границы постели и её исключительности, внедряя любовь девушек в традиционный контекст бытового и общественного, чужого и собственного, личного и группового, раскрывая иные грани чувств и чувственности, другие значения связей с привходящими персонажами и меняющимися обстоятельствами, ломающими жизнь Адель, переходящую от восторженности открытия к мукам сомнений и неразрешённым противоречиям, настигающих её в стенах новых комнат и в обществе других людей, порождающих смятение и соблазны, привнося новое и унося старое прочь.

Застольные семейные разговоры и дружеские вечеринки открывают Адель тему гражданских отношений и вместе с ней проблему социализации: папаша рассказывает её подруге про семейное партнёрство, а расположение галериста требует деловой респектабельности — так в романтические отношения вмешиваются быт и проза жизни, принуждая одну принимать решения, которые, со временем, оказываются не в пользу другой.

Они не первые в общем ряду, квартирный вопрос ломал и не такие пары, однако пришедшее испытание становится стрессом для Адель, у которой кризис отношений совпадает с совершеннолетием и школьным выпускным и теперь она, горюя, исходит рёвом и ходит с неизменно сопливым лицом беспомощного ребёнка, силой заставляя себя собраться перед классом доверенных ей малышей, приобретая опыт наставничества, совмещающийся у неё с опытом личной жизни, которая развернулась и уже не течет.

Режиссёр знатно оттянулся на эротике, продемонстрировав свободу и беззастенчивость желаний, позволив нам лицезреть кувыркающихся в постели дев со всеми сопутствующими процессу звуковыми иллюстрациями, вызывая неподдельный интерес, обусловленный эстетикой участвующих в нём телесных форм и создаваемых ими конфигураций. Пожалуй, единственные моменты, где в расновесном состоянии находятся Адель Экзаркопулос (Адель) и Леа Сейду (Эмма).

В иных эпизодах Адель ведёт себя однообразно и предсказуемо, нервно завязывая и снова распуская волосы, страшно напрягаясь, чтобы мгновенно распустить нюни, то за что-то хватаясь, то что-то нервно теребя. Актриса плохо владеет руками, неважно контролирует своё состояние, лишь периодически интуитивно угадывая настроение и попадая в настрой своей героини. При этом приходится ставить под сомнение осмысленность роли и её эмоциональную чистоту, тогда как у персонажа Сейду мгновенно улавливается лукавство и опыт, сквозящие в широкой улыбке, выжидательных позах и согнутых локтях — актриса не просто знает профессию, но вырабатывает состояние, формирует темперамент, провоцирует интерес.

В целом же из девушек складывается вполне рациональный дуэт из наивности и опыта, открытий и эксперимента, стихов и прозы, пламени и льда, меж которыми возникает традиционный конфликт измены и предпочтений, любви пришедшей и уходящей, временной и вечной, одинаково опустошительной для всех участвующих в ней сторон, независимо от пола самих участников, одинакового или смешанного, кажется и на это у Кешиша оставлен намёк.

Несомненно, мировому успеху этой картины немало поспособствовало совпадение сюжета с цивилизациоными трендами западноавропейского и американского обществ, прошедших достаточный путь, чтобы не отшатнуться от особой любви, выраженной в формально безупречном воплощении режиссёрской мысли, обретающей духовную ценность чувств и высоту их творческой реализации, соединивших смелость с правдой, а гуманизм и безжалостной честностью, сделав равное — равным, с великим наравне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments