ms_foyle (ms_foyle) wrote in kinoclub,
ms_foyle
ms_foyle
kinoclub

"Гонка" (Rush) - 2013, реж. Рон Ховард

История, которая легла в основу сценария «Гонки», — это известные всем болельщикам Формулы-1 события, но, как справедливо отмечали первые же партии зрителей, смотреть можно и абсолютно незамутненными глазами, т. е. будучи ни в зуб ногой про Большой цирк. Зато можно сразу понять, почему Формулу-1 так называют: в наши дни, когда все напичкано электроникой, для пилотов риска меньше, а гонорары выше, но в 1970-х гг., когда гонялись Лауда и Хант, зрители за свои деньги могли рассчитывать на заезды не на жизнь, а на смерть. Нельсон Пике, трехкратный, кстати, чемпион мира и один из четверых коллег по цеху, кого в своей автобиографии Ники Лауда называет другом, говорил, что отдает себе отчет, что погибнет на трассе, и его мать это осознает. К счастью, для Пике все обошлось, но такой вот краткий экскурс в историю позволяет составить себе впечатление о том, насколько беспощадной была когда-то Формула-1. В фильме Рона Ховарда четко показано, что трус не садится в болид.

Основана-то «Гонка» на реальных событиях, но, как все понимают, это голливудский фильм, и, следовательно, эта драма щедро сдобрена художественным вымыслом. Начать хоть с того, что все закручено на соперничестве австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль) и британца Джеймса Ханта (Крис Хэмсворт), — эти двое одно время снимали на паях по углу койки в одной квартире и вообще на протяжении своего спортивного пути неплохо вроде бы ладили. Во всяком случаи, наравне с Нельсоном Пике и еще двумя гонщиками, Джеймс Хант удостоился теплых слов от Ники Лауды в его автобиографии «Моя судьба». Однако, учитывая, что Ники Лауда активно сотрудничал с создателями «Гонки», надо думать, он не против, что их с Хантом борьбу за очки спроецировали для фильма и на жизнь спортсменов вне трека. Конфликт заставляет героев «Гонки» во всем доказывать оппоненту преимущества своего образа жизни, своей системы.

Хэмсворт и Брюль демонстрируют прямо противоположные подходы к тренировкам, стартам, досугу и окружению. Оба для самореализации зависят от гонок, потому что не освоили в свое время «гражданскую» профессию, да и не имели, собственно, к тому ни желания, ни наклонностей.Но если быстро ездить — единственное, что складно получается у Ханта, а в прочих сферах у него одни проблемы (чего он не скрывает), то Ники Лауда всегда расчётлив, требователен к себе и коллективу и успешен (не только за рулем). Короче говоря, Хант хочет «ярче гореть», а Лауда — ровно ехать. Оба уважаемы как выдающиеся гонщики, но симпатии других спортсменов, зрителей и журналистов на стороне обаятельного Ханта. Если подытожить, то разница между ними в том, что австрийца не любят.

По фильму, неудивительно, что Ники Лауда пользуется меньшей популярностью, чем Джеймс Хант. Лауда «рано ложится, рано встает, всех рвет на гонках» — и уезжает. Ни гулянок, ни прихлебателей, ни громких заголовков для прессы. Еще и рассуждает про проценты — на 20% риска для жизни он подписался, но ни процентом больше! Словом, скука. Даниэль Брюль, при подготовке к роли общавшийся с самим Лаудой, усвоил не только своеобразный выговор своего персонажа, но и манеру вообще — в «Гонке» он сыграл категоричного педанта, и был, в общем-то, даже преувеличенно резок и строг. Если почитать, как Ники Лауда пишет про свою персону, то становится понятно, что он с ней не носится, напротив. Лауда отдает кубки владельцу гаража по соседству, чтобы тот мыл его личное авто бесплатно, не скрывает, что попадал в аварию на тракторе, и что как-то раз его обогнали бабы-велосипедистки, — в общем, гонщик не лишен самоиронии. В фильме же Брюль — критичный сгусток напряжения, и тем ценнее, что он в итоге завоевал и толпу, и искреннее расположение к себе со стороны главного своего соперника.

В этом фильме две главные роли, и оба актера сыграли вдохновляюще, сыграли людей мужественных и принципиальных, но, хотя на постере на переднем плане Крис Хэмсворт, да и если выбирать между экстра- и интровертом, то, понятно, что герою Хэмсворта раньше начинаешь сочувствовать, но — тем не менее — история все-таки показана глазами Ники Лауды. Немаловажно, что австриец здравствует и смог проконсультировать создателей фильма, а Джеймса Ханта с нами нет вот уже двадцать лет как. Собственно, последнее слово, прямое обращение к зрителю, остается за героем Даниэля Брюля.

Если оценивать актерские работы, то обе — успех, но Крис Хэмсворт пожалуй что не удивил, уже не впервые он играет дуболомов, которые при всем при том не лишены благородства. Его герои за справедливость, и нередко наводят ее с применением силы. Все же в «Гонке» он вывел этот образ, практически ставший для него ярлыком, на новый уровень. Публика в кинотеатре начинает активно болеть за полюбившегося гонщика, зрелище в этом плане заразительное, но даже те, кто сосредоточились на Ники Лауде и держали кулачки за его чемпионство, не могли не проникнуться и к Джеймсу Ханту. Кстати, слоган, наверное, больше характеризует Ханта: он ехал, как умел, не юлил с системой, стоял на своем. Актер, выбранный, очевидно, за типаж и опыт подобных ролей, справился от и до и превзошел себя. Брюль — другое дело. Внешне хороший мальчик, отличник с первой парты, доказавший, впрочем, что умеет преподнести сюрприз (кем на самом деле оказался рядовой Цоллер, например), так сыграл въедливого, холодного и рассудочного Ники Лауду, что его драма зацепила зрителей, пробилась к ним эмоционально, хотя внешне у Лауды/Брюля все очень скупо. Ему удалось больше, чем добротно сыграть роль. Брюль сыграл по-настоящему чемпионские качества, на экране ожила легенда спорта в годы своего расцвета.

Это пример для подражания, Ники Лауда в «Гонке» наверняка напомнил многим, какими мы хотели стать, когда вырастем. Не всем, правда, хватило дисциплины и таланта, и взрослым зрителям, конечно, поздно идти в пилоты или космонавты — кто о чем мечтал — но вроде как есть еще возможность полетать на рейсе принадлежащей Ники Лауде авиакомпании, где он, по информации прессы, все еще, бывает, летает сам. Представляете, пристегиваете ремень, а в салоне звучит «Вас приветствует командир корабля, Ники Лауда»? Вот уж есть шанс пережить чистый восторг, как те итальянцы на Фиате из «Гонки», которых катал по проселкам сам чемпион.

10 из 10
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments