gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in kinoclub,
gordon_lachance
gordon_lachance
kinoclub

Ender's Game | Игра Эндера

kinopoisk.ru-Ender_27s-Game-2249404

Человечеству в очередной раз потребовался супергерой, суперчеловек, к которому обращены надежды на сохранение цивилизации, и, не моля Бога, оно решило само воспитать себе спасителя, создав космическую академию, куда забрасывали протестированных курсантов, заглянув предварительно к ним не в душу, но в мозг.

Некоторые нерадивые комментаторы, торопясь успеть с заметкой в номер, не утруждая себя просмотром самой картины, поспешили пересказать сюжет легендарной книги Орсона Скотт-Карда, ложно полагая, что тот, будучи сценаристом, перенесёт её на экран один к одному. Правда же состоит в том, что автор купировал своё произведение, оставив за рамками фильма сетевой проект брата и сестры Эндера, устроивших блоггерскую игру с сознанием землян, пока из главного героя вытравливали человеческое.

Нравственный аспект воспитания занял центральное место в истории становления личности, чьей миссией должно было стать сокрушение цивилизации, командование несметными войсками на звёздном поле межгалактических сражений, на пути к которым ребёнок превращается в юношу, а мальчик становится командиром армады, оттачивая стратегию в условных боях условных команд, перед которыми стоят условные цели, к которым ведут условные потери, и поэтому никто не вспоминает о ценности средств.

Эта условность может стать серьёзным разочарованием, обманывая тинейджерские ожидания ожесточённых баттлов с вихрем полётов и ураганом штурмующих бастионы стрельб, но останется в памяти несколькими головокружительными атаками, когда отряды сходятся в стремительно вращающейся светящейся среде, куда, как в воронку, затягиваются взгляды зрителей, предвкушающих сокрушительный и победоносный удар.

Однако, каждый следующий день Эндера — это лишь новая партия, состоящая из одних и тех же фигур, где его задача состоит в том, чтобы дать ответ на всё новый вызов противника, побеждая, чтобы продолжить игру, замыкающуюся на наблюдательном мостике полковника Граффа (каменнолицый Харрисон Форд), чья роль вмещает в себя воспитателя, тренера и психиатра, манипулирующего сознанием вверенного ему юнца.

Нравственный аспект, составляющий основу литературного романа, целиком и полностью переносится на экран художественного произведения, отслеживающего путь физического, карьерного и интеллектуального роста главного героя, пусть здесь даже более взрослого, чем его книжный прототип, но не менее хрупкого и вдумчивого, какой представляет его исполняющий роль Эндера Виггина Аса Баттрефилд.

Взаимодействие привычных и привходящих обстоятельств в контакте собственной воли и желаний руководства приводят в движение возмущённый разум юного победителя, ставящего под сомнение свои способности, постоянно цепляясь воспоминаниями за образ своей любимой сестры, становящейся проводником гуманизма вопреки замыслу начальников, пытающихся вывернуть наизнанку принципиальность Эндера, сомневающегося в себе и во всём.

В игровом процессе роль каждого члена команды сводится к функциональному взаимодействию с командиром группы, вверяясь его воле, не показывая воли своей, а единственным, кто может спорить с начальством остаётся бескомпромиссный Эндер, сам двигающий своих подчинённых, управляя ими с оглядкой на полковника, который орудует маленьким командиром, не представляющем предначертанной ему участи великого полководца и безжалостного врага.

Поэтому не должно удивлять скромное место подчинённых Виггина, кто сознательно, а кто вынужденно скрывающихся за его неширокой спиной, оставляя лидеру место на авансцене театра военных действий, где уставший от тренинга Эндер ждёт конца игры, как избавления от долга, не догадываясь, что пребывая в заблуждении, оторвался от реальности, оставшейся где-то в звёздной дали.

В напряженном ритме игровых боёв почти нет места лирике и «связям», лишь мельком брошенный взгляд и необычный привет товарища, деловые отношения с коллегой (впавшая в детство Хейли Стайнфелд), союзнические с сестрой (подозрительная Эбигейл Бреслин) и нечаянная ликвидация соперника (слетающий с катушек Мойзес Ариас) — эти лица вместе с неприметным бойцом по имени Бин (притаившийся Арамис Найт) служат венцом над сияющим в перекрестье взглядов Эндером, мановением руки смахивающим с пульта битые карты и открывающего новые, поджидая свой неизбежный джек-пот.

Вспоминая тщедушного соотечественника Баттерфилда адмирала Нельсона или низкорослого императора Наполеона Бонапарта многим придётся поверить в хлипкого стратега, забыв о сказках про накачанных протеинами победителей, не обижая пренебрежением телесной слабости Суворова, в котором не сомневались, потому что верили в дух.

Несломленный дух интеллектуала Асы Баттрерфилда пригодился режиссёру в момент истины, когда убийственная правда опустошает победителя, возвращая его из программной оболочки к реальности, где уже свободный от лжи наставника Эндер сам себе отвечает на вопрос, кто есть Эндер Виггин, кто сделал его, и кем он был в этой игре. Но ещё важней то, что последует после торжествующего «Game over!», потому что жизнь продолжается, надо решаться, и это вам не игра.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment