desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Молода и прекрасна» / Jeune & jolie (Франсуа Озон, Франция, 2013)

название рецензии: ВЕЧНОЕ ОТРАЖЕНИЕ



Франсуа Озон – не из лидеров авторского кино: он для этого слишком легок, если не легкомыслен. Его попытки делать драматические фильмы не назовешь удачными, с другой стороны, и чистым развлекателем он не был.

Можно сказать так: Озон умеет развлекать, но делает это с допустимым включением грусти либо мизантропии. Его полнометражный дебют «Ситком» («Крысятник») – черная комедия, запоминающаяся пародия на семейные сериалы, а самая известная работа - мюзикл «8 женщин» с Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Эммануэль Беар – яркое зрелище, которое, тем не менее, заканчивается достаточно печально.

Однако новый фильм Озона «Молода и прекрасна» действительно близок высокой драме.

Содержание соответствует названию. От главной героини, 17-летней Изабель, глаз не оторвать. Она из обеспеченной семьи. Учится в Сорбонне, на филологии. Читает хорошие книги. В стандартном начале, на морском курорте, переступает порог невинности с малознакомым немецким юношей. А вернувшись в Париж, она регистрируется на сайте знакомств и начинает встречаться с пожилыми мужчинами - за деньги.

Первая ассоциация – конечно же, классическая «Дневная красавица» Луиса Бунюэля. Впрочем, тайная жизнь Изабель раскрывается уже в середине истории, и в целом обе картины слишком разные. Единственная сущностно важная общая черта – видимое отсутствие мотивов, закрытость обеих героинь.

Исполнительница роли Изабель – бывшая модель Марина Вакт – не просто красива, но имеет несомненный актерский дар. Создаваемый ею характер мерцает разными, иногда взаимоисключающими оттенками. В один момент Изабель-Вакт отстраненна до жестокости, в другой – очень уязвима. Кто-то заворожен меланхолией в ее глазах, но когда она откровенничает с отчимом (Фредерик Пьеро), то преображается во взрослую соблазнительницу, что придает всему эпизоду довольно тревожный оттенок. Она совершенно по-подростковому, на вечеринке влюбляет в себя сокурсника и без малейшего усилия порывает с ним. Единственный раз Изабель по-настоящему проявляет чувства только после смерти одного из ее постоянных клиентов прямо в постели. И даже тогда Озон держит дистанцию, оставляет пространство для неясности: объект желания должен быть смутным и оттого постоянно манящим.

Линия тайны набирает силу и сгущается до потрясающего и неожиданного финала, когда на встречу с Изабель приходит жена одного из клиентов – седая и строгая Алиса в исполнении Шарлотты Рэмплинг (она уже играла у Озона в «Бассейне» (2003)). Это – одновременно и развязка, и кульминация. Две женщины смотрят друг на друга с разных сторон опыта – и каждая находит свой ответ.

Изабель просыпается в пустом гостиничном номере, там, где она узнала, насколько близки желание и смерть, просыпается отражением в зеркале - и видит только себя. Себя и никого больше. Молодую и прекрасную. Вечное отражение, милосердно сошедшее в жизнь.

Дмитрий Десятерик, «День»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments