glimbovsky (look_y) wrote in kinoclub,
glimbovsky
look_y
kinoclub

Categories:

Корпорация „Святые моторы“/ (англ. Holy Motors)

Корпорация святые моторы3

Оригинал взят у julija_welboy в Святые моторы

С удовольствием приступлю к разбору фильма "Корпорация святые моторы".
Первое: кто главные герои? Их трое: 1.Пассажир (господин Оскар), 2. Водитель, 3. Автомобиль (святой мотор).
Второе: что делают главные герои в течение всего фильма? Они делают разные вещи, но самое главное - они находятся в ПУТИ.

1. Пассажир выполняет череду бессмысленных действий, примеряет на себя роль старухи, сумасшедшего, убийцы. Он бывает то тем, то этим, и лишь в редкие минуты остается самим собой. Он почти никогда не бывает в покое. Иногда он чувствует себя усталым, и тогда всё видится ему в каком-то монохромном цвете (вспомните, как он смотрит иногда из окна автомобиля). Однажды он попытался расслабиться с помощью алкоголя, но Водитель мягко намекнул ему, что так нельзя.
Пассажир никогда не знает, что с ним будет, и какая встреча ему предстоит. Об этом знает лишь Водитель, который веДет его.

2. ВОДИТЕЛЬ. Это хрупкая, интеллигентная женщина, уже довольно пожилая. (Женщина - какой намек!) Она неустанно заботится о Пассажире, ведет его от встречи к встрече, выручает из трудных ситуаций, но самое главное - она ВЕДЕТ его! Лишь Она знает, что будет дальше. Пассажир для нее - дитя, за которым следует присматривать. Заметили, как она оберегает его? Не прислуживает, как следовало бы шофёру, а именно оберегает.

3. Машина - Святой мотор. Он думает, что скоро их корпорации конец и всех их выбросят на свалку (он прав!). Святой мотор является лишь средством передвижения Пассажира и Водителя.
Вы еще не поняли кто они? Тогда отвечу.


Пассажир - ум.

Водитель - душа.

Автомобиль - тело.

А теперь попытайтесь пересказать фильм, используя не "Пассажир", "Водитель", "Машина", а три написанных выше понятия, и всё станет на свои места.

Они всегда втроем, всегда неразрывно связаны. И лишь когда наступает ночь, и Разум возвращается к физиологическому началу (две обезьяны), он прощается с душой, а также с телом. Заметили, как долго Он курит, горбится и вздыхает, прежде чем войти в самую последнюю дверь? Как ему не хочется туда, к инстинктам, и как его тяготит это физиологическое наследие, т.н. "семья". И каким он стал окрыленным, возвышенным, когда повстречал другой Разум (женщина в автомобиле)? Это Водители "нечаянно" столкнули их. И хоть душа у этого другого Разума была мужская (водитель-мужчина), он оказался слабей. Впрочем, это очень тонкий эпизод, он требует отдельного рассмотрения.

Разум никогда не бывает в покое. Он творит миры (компьютерная игра), убивает, сходит с ума, прозябает (нищенка), иногда общается с себеподобными. Он "по ошибке" убивает банкира - того, кто всё превращает в деньги. (Обратите внимание, что убивает он в фильме только самого себя).

Эпизод с похищением Красавицы.

В руках тех псевдохудожников, которые пытаются сделать на красоте гешефт, Красота как неживая. Она смотрится статуей, чем-то застывшим, пустым. Как принуждённо выглядят её изгибы, как беззащитна она перед теми, кто пытается ее использовать. Не случайно Сумасшедший откусывает пальцы этим "художникам" (руки бы им отрубить!).
А толпа смотрит завороженно на это действо и шепчет: "Красота, красота..." Думаю, символ понятен.Разум попытался утащить красоту и найти ей лучшее применение - однако и он не смог. Красота - она сама по себе. Все, что пытается делать Разум с Красотой - так нелепо и так странно. Красота - самая бессмысленная вещь на свете!

Обратите внимание, что Красота никому не сопротивляется, однако никто ничего не может с ней сделать. Красота, как истина, хороша лишь в своем первозданном "неиспользованном" виде - в противном случае лучше ее совсем скрыть с глаз (закутать в черную материю).
Здесь напрашивается еще одна параллель с нашим выдающимся писателем - "Мир спасет красота". Я это понимаю так: если мир и спасет что-то, это что-то будет совершенно бессмысленное с точки зрения разума, совершенно никак не употребимое для конкретных человеческих целей.
Очень символично то, что Разум пробирается к Красоте через подземелье и кладбище - понимание истинной красоты не дается легко!

А этот жуткий мир, где чередой идут люди в лохмотьях, грязные, забитые... Серые умы! Те, кто ходит по одной колее и не хочет знать о существовании светлого, "высшего" мира. Разум спускается и туда, и этот серый мир он хочет исследовать. Он остервенело пожирает цветы с могил - он хочет понять смерть! Трудно при этом не остаться безумцем.

А помните, как Разум отдыхает? - Музыка (игра на гармошке)! Музыка- отдохновение для разума.

Рассмотрим эпизод, когда папа встречает дочку с вечеринки. Молодежная вечеринка - это соревнование умов, проба молодых интеллектуальных сил. Папа возмущенно выговаривает своей дочке: "Как?! Твоя подруга танцевала (проявляла и развивала свои способности), а ты сидела, запершись в туалете (побоялась выразить себя как интеллектуальная единица)? Ты будешь наказана"! Дочь в фильме - это разум под властью комплексов.

А помните, как в машину к Пассажиру зашел другой (чуждый) разум и говорит: "Нам кажется, что ты устал. Что побуждает тебя продолжать всё это (интеллектуальную жизнь)"? А Разум отвечает ему: "То же, что побудило начать - любовь к игре". ("Что наша жизнь? Игра!")
Гость (посторонний разум - человек с пятном!) пытается говорить с ним как-то назидательно, однако Разум наводит на него фокус своего внимания и одним лишь вопросом "Кто такие ВЫ?!" заставляет его исчезнуть. Разум не признает давления и указок, он сам себе господин.

Обратите внимание, какие трогательные отношения у Разума с Душой. Он ничего не знает о Ней, но слушается её беспрекословно. И зритель безотчетно понимает, что Она хоть и ведет его к трудным, зачастую опасным ситуациям, однако хочет ему лишь добра.
Зато как подробно ОНА знает все Его задания и Его путь, как пытается облегчить прохождение по этому пути. Она вытаскивает его на своих хрупких плечах из смертельных ситуаций (лишь опершись на Душу, он смог вернуться в свою машину). Только однажды Разум попытался что-то узнать о своей Душе ("Кем ты была раньше"?). И как смутил и обрадовал Её скромный поцелуй Пассажира. Душа не привыкла, чтобы ею интересовались. Она - самая незаметная и самая знающая часть этого триединства.

Машина - комментарии излишни. Но и здесь режиссеру удалось вложить весьма глубокую и двойственную мысль. "Нас скоро выбросят на свалку" - можно рассматривать двояко:

1. Тело станет ненужным, когда Пассажир и Водитель закончат свой путь.

2. Тело станет ненужным В ПРИНЦИПЕ.

Машины переговариваются между собой, они подают друг другу сигналы (язык тела), следовательно, и т.н. "мёртвая" материя обладает зачатками сознания.
Символично, что в конце фильма Водитель выходит из Машины, надевает маску (становится неузнаваемым) и отправляется в собственную жизнь.

В названии фильма тоже заложена мысль. "Святые моторы" - говорит о том, что мы ассоциируем себя прежде всего со своей оболочкой, а уж во-вторую очередь с тем, что "действует" внутри нас. До Водителя очередь вряд ли дойдет!

И последнее, что хочется отметить - Разум неуничтожим.

В каких бы образах режиссер смог выразить те идеи, которые он выразил? Думаю, образы здесь были бы бессильны. Поэтому ему пришлось прибегнуть к символам. Это я называю символьным искусством. Я рассматриваю этот фильм как гимн человеческому разуму.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments