Лариса Виноградова (laralelya) wrote in kinoclub,
Лариса Виноградова
laralelya
kinoclub

Category:

Кинофольклор "трофейной" поры

Оригинал взят у laralelya в Кинофольклор "трофейной" поры
Вспоминая свом детство-отрочество-юность, моя мама, родившаяся в 1939 году, всегда с упоением рассказывала о трофейных зарубежных фильмах: как они с подружками бегали их смотреть по нескольку раз, как восхищались актерами, музыкой, романтическими историями...
В начале 1990-х годов коллега, женщина из того же поколения, что и моя мама, поделилась фольклорным опусом, сложенным в те годы. Я его записала, чтобы порадовать маму. И действительно порадовала. Оказалось, что мама этот стишок, конечно, знает, но, как говорится, слов не помнит)
Намедни разбирала старые бумаги и обнаружила ту запись. Подумала: а помнят ли сейчас этот стишок? Обратилась к поисковикам, но нашла упоминание о нем только в книге Сергея Мальцева "Любовь без перспективы". Цитирую: "Изрядную долю проката составляли  трофейные фильмы, то есть те, показ которых предварял текст на экране: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских захватчиков…» и т.д.  Фильмы подкупали какой-то раскованностью, естественностью поведения персонажей. Вместе со всеми кинолюбителями того времени Таня пережила эйфорию, связанную с  новым многосерийным фильмом под названием «Тарзан». Это был осовремененный вариант истории Робинзона Крузе, идеализация жизни в обстановке полного слияния с природой, свободы от внешнего принуждения.  Картина приглянулась Тане. И не только ей. В пионерском лагере в Кастрополе, куда ее летом отправили однажды пионервожатой, обращала на себя внимание группа пацанов, присвоивших себе имена героев фильма:  Тарзана, его подруги Джейн и обезьянки Читы. Мальчика по имени Джейн не смущало, что это женское имя, а тот, который носил имя обезьяны Чита, не менее им гордился. Такова была власть фильма над детьми. Но и над взрослыми тоже. После показа фильма стали распространяться в виде «самиздата» стихи, в которых они выражали свои впечатления от фильма. От имени женской половины кинозрителей сочинили такие строки:
Ах, в Африку хочу я,
Постыла жизнь мне тут.
Здесь девушек не ценят
И жен не берегут.
Другое дело в джунглях
Средь диких обезьян..."
Всё, больше упоминаний об этом стишке не нашла. Поэтому решила выложить полный текст "кинофольклора" послевоенной поры:
Много мы видали
Любых кинокартин,
Но все они были
Картины для мужчин.
В темном кинозале,
Отдав себя мечте,
Мы каждый раз вздыхали
О женской красоте.
«Зачем судьбой обижен?
Не дал мне в жены Бог
Такую же, как Петер
или Марика Рёкк».
Так жили все мужчины,
Но вскоре на экран
На горе всем мужчинам
Был выпущен «Тарзан».
И гибнут все мужчины,
Они идут на дно:
Все жёны и нежёны
Теперь твердят одно:
«Ах, в Африку хочу я,
Постыла жизнь мне тут.
Здесь девушек не ценят
И жен не берегут.
Другое дело в джунглях
Средь диких обезьян.
Жизнь, полную удовольствий
Доставит мне Тарзан».
Мне в этом стишке было непонятно лишь упоминание "Петер", поэтому на всякий случай даю пояснение на основе данных Википедии: «Петер» – музыкальная комедия «с переодеваниями» венгерского режиссёра Германа Костерлица. В главной роли – Франческа Гааль. Кажется, фильм даже не был трофейным, но в памяти поколения моей мамы он все равно в одном ряду с прочими зарубежными лентами тех лет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments