desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Берлинале, 7 день. Беднота по-американски. Документальному кино – капут!

Берлинале, 7 день. Беднота по-американски. Документальному кино – капут!



Последние сутки выдались довольно обнадеживающими.

В утреннем показе конкурса сегодня встретились два фантастически непохожих, в каком-то смысле даже диаметрально противоположных фильма.

«Принц Лавина» - новая картина американского режиссера и сценариста Девида Гордона Грина (на самом деле - римейк исландского фильма) – довольно неожиданным образом напомнила мне о классическом грузинском кино. Двое веселых недотеп, дорожных рабочих Элвин (Рауль Рудд) и Ленс (Эмиль Хирш) пытаются нанести раз метку на дороге в какой-то дикой глуши, но занимаются чем угодно, кроме выполнения прямых обязанностей. Заканчивается все грандиозной бухаловкой и актами саботажа. Есть, есть параллели с короткометражками «Грузии-фильма» – правда, у грузинов герои были все-таки не такими раздолбаями. Фильм как фильм. На самом деле такие полукомедии про романтических бедняков появляются регулярно, и «Лавина» ничего нового ни в режиссуре, ни в сценарии, ни в игре не показала.



Разительный контраст – совсем не романтическое кино, также про бедняков, под названием «Эпизод из жизни собирателя металлолома» (Босния и Герцеговина). Я сначала даже не понял, что с этим фильмом делать, как прикажете его понимать. Сюжет предельно прост: в нищей цыганской семье, единственный источников доходов которой – сдача металлолома, - тяжело заболела мать двоих детей, жена того самого металлосборщика. Срочно нужны или страховка, которой у семьи нет, или деньги на операцию: совершенно непомерная сумма в 980 марок. Иначе – смерть. И вот мы весь фильм видим, как бедняки отчаянно пытаются найти выход. Вспоминается фраза Годара в одном из фильмов: «Если бы дерьмо хоть чего-то стоило, бедняки рождались бы без задниц».

А теперь – самое сильное: основные исполнители в фильме играют… самих себя. Более того, они отыгрывают реальную историю, когда-то с ними случившуюся. Эффект сильнейший, при том, что непрофессионалы звучат достаточно безэмоциально – их артикуляция, жесты уступают умению профессиональных актеров насыщать кадр необходимым уровнем страстей.

Здесь, однако, действуют другие энергии. То, что удалось создать режиссеру Данису Тановичу – это чувство ужасающей рутины, которая пронизывает жизнь этих бесправных людей. У них не осталось сил на крик, на гнев, на бунт – они твердят одни и те же слова с одними и теми же интонациями, ни на что особо не надеясь. Но и более того: Назиф Мужич, как и его семья, воспроизводят события, чуть было не погубившие их, как драму неизбывную и вечную, обремененную той же борьбой, которую они вели и будут вести с превосходящей армией житейских обстоятельств. Режиссер лишь выполняет свою часть работы: задает ритм съемками проездов из гетто в город и обратно; уместно и точно показывает дымящиеся доменные печи, свалки, дороги и больничные помещения – вся эта среда семье Мужичей привычна и враждебна в равной мере.

Прием с непрофессионалами не нов. Однако «Эпизод…» - это не просто реконструкция событий, это ведь еще в некотором роде события сами по себе: тот слепок реальности, в который веришь больше, чем в саму реальность. Потрясающее ощущение достоверности делает этот фильм одним из сильнейших в конкурсе. Скажу даже более: этот фильм просто отменяет документальное кино как таковое. Обессмысливает сам термин «кинодокументалистика». Так-то.

Вот такие две картины про бедноту – одна со звездами и немалым бюджетом, другая – с маргиналами в роли самих себя, но вспоминать хочется только вторую.


Оталось всего лишь 2 дня конкурсных просмотров. Достойных фильмов, по моему мнению, три: «Рай: надежда» Зайдля, «Закрытый занавес» Панахи и «Эпизод…» Не так мало.

А вот в опросе журнала «Скрин» аж с 3 баллами из 4 лидирует скучнейшая латиноамериканская чушь «Глория» про любовные похождения немолодой дамы, скучно сыгранной немолодой актрисой. Очень надеюсь, что основное жюри – иного мнения.

Продолжение следует.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments