desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Берлинале, 3 день. Угрюмый романтизм Хлебникова. Гестаповский китч в Индонезии. С Новым годом!

Берлинале, 3 день. Угрюмый романтизм Хлебникова. С Новым годом!



Утро. Зима. Берлин. Снег. Коллеги. Кресло. На экране – травмирующая российская действительность. «Долгая счастливая жизнь».

Борис Хлебников на пресс-конференции на неизбежно возникающий вопрос о чертах сходства со «Счастьем моим» ответил, что он как раз преследовал цели диаметрально противоположные задачам Лозницы, который, по мнению Хлебникова, снимал о пугающих его, Лозницу, людях и пространстве. А герои «...жизни» Хлебникову как раз понятны и близки.
Тематически «Долгая счастливая жизнь» - сугубо социальное кино. Некий нувориш купил землю вместе с деревней на ней. Жители деревни во главе с руководителем их кооператива Сашей (Александр Яценко) уходить с земли не хотят. На стороне чиновников – власть, деньги, закон, милиция. У сельчан нет ничего, кроме решимости защищаться и Саши.
Фильм - чуть больше часа, но историю исчерпывает полностью. На самом деле это кино по своей сути не социальное. Хлебников избегает напрашиваюшегося прямого конфликта народ-власть. Более того, мне драматургическая ситуация внезапно напомнила одну пьесу украинского класического драматурга Карпенко-Карого: там герой в финале остается совершенно один, преданный всеми, даже народом, за права которого он боролся.
Если все же говорить о параллелях, то они есть в нынешнем конкурсе: ведь вчера как раз была картина Гаса Ван Сента о борьбе жителей американского местечка против суперкорпорации; там героя – также вначале склонного к компромиссу, а потом бунтующего – играет Мэтт Деймон. Однако сходство на этом и заканчивается: в России реалии гораздо свирепее. У Хлебникова и Яценко получился не эффективный менеджер, а хрестоматийно романтический герой – одинокий, всеми преданный, противостоящий всему миру за свою правду. Потому и взрывной финал фильма логичен. Другое дело, что с попыткой режиссера занять в определенном роде позицию над схваткой (финальные кадры) я не согласен: это означает тщету борьбы Саши, а ведь фильм – именно о его борьбе. Романтический герой нерастворим в метафизике, он остается целостным даже полностью проиграв. Тем не менее, несмотря на несколько наивные драматургические ходы, я считаю этот добротный плотницкий фильм ((с) Годар) не последним претендентом на награды.


Киноисторическое замечание на полях: «Долгая счастливая жизнь» - это также фильм Геннадия Шпаликова (1966 г.), где Кирилл Лавров и Инна Гулая играют мимолетных любовников.


Второй утренний фильм – «Золото» (Германия). Режиссер - Томас Арслан, в главной роли – красавица Вероника Хосс – самая, наверно, на сегодня известная немецкая актриса. Фильм – немецкого производства, но действие при этом разворачивается в Канаде конца 19 века – группа немцев отправляется в далекую глушь, чтобы попытать счастья в самом сердце (тьмы) золотой лихорадки. Впрочем, герман-вестерн не получается. Фильм невыносимо затянут: едут и едут и едут, ни черта не происходит, а когда происходит, то особого разнообразия почему-то не добавляет. Музыка напоминает неуместную цитату из «Метрвеца» Джармуша. Актеры работают на типажах, что хорошо только первые полчаса – потом надо что-то играть, а что играть-то? Что золотая лихорадка губительна, как и всякая иная лихорадка? Так это и так понятно. Все-таки некоторые вещи лучше оставить американцам или итальянцам.


Сущей авантюрой было пойти на «Акт убийства» в документальной секции параллельного конкурса «Панорама». Синопсис уж больно был заманчив: датский режиссер Джошуа Оппенгеймер находит в Индонезии местных ветеранов эскадронов смерти, которые в середине 1960-х пытали и убили сотни тысяч людей. Находит – и предлагает им реконструировать сцены убийств и пыток. Палачи соглашаются, втягиваются в процесс, и вскоре уже пребывают в твердой уверенности, что переплюнут Голливуд. Фильм неплохой, я бы даже сказал, полезный и познавательный. На дикость воспоминаний бандитов накладывается еще большая дикость постановочных кадров в их исполнении – вопиющий китч в стиле восточного кабаре напополам с любительским гестапо. Парни были известны как «кинобилетные гангстеры», одержимыми голливудским кино, а стали самыми настоящими опричниками, до сих пор наводящими ужас на людей.
Все это очень хорошо задумано – но режиссер в определенный момент отходит от первоначальной идеи, вернее, не выдерживает ее. Слишком уж страшный материал он взял в работу – и остранить его через игру в кинопостановку, отстранившись самому, у него не получилось. Как и было сказано: не садитесь играть с дьяволом.

Появились первые рейтинги: средний балл «Рая: надежды» Ульриха Зайдля согласно опросу журналистского жюри, публикуемому международным журналом Screen – 2 из 4.
Колеги ни хрена не понимают в кино.


Но есть и хорошие новости. Сегодня – китайский Новый год. С Новым счастьем, однако!
Продолжение следует.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments