desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Семь психопатов / Seven Psychopaths (Мартин МакДана, Великобритания, 2012)

ВОЙНА КРОВИ С КЕТЧУПОМ



Британский фильм «Семь психопатов» с первых же кадров начинает соответствовать расхожей поговорке про новое как хорошо забытое старое.

Непутевый сценарист, горький пьяница Марти пытается найти вдохновение для нового сценария, который, собственно, и называется «Семь психопатов». Волей случая он оказывается втянутым в авантюру, затеянную его эксцентричными друзьями, такими же лузерами, как он – актером-неудачником Билли и пенсионером Хенсом. Эти двое занимаются тем, что крадут породистых собак, потом связываются с хозяевами и получают обещанное вознаграждение за якобы найденного домашнего любимца. Цели, в общем, благородные: Хенс отдает деньги на лечение больной жены. Но однажды они похищают трогательного песика, который принадлежит местному гангстерскому боссу Чарли – настоящему отморозку, и все летит кувырком.

На самом деле психопатов здесь более, чем семеро. Некоторые появляются на экране лишь как плоды воображения Марти, другие существуют в реальности, третьи сходят со страниц его сценария в жизнь – с самыми серьезными, то есть кровавыми последствиями.

Режиссер – 43-летний ирландец Мартин МакДана (любопытно совпадение его имени с именем протагониста) – получил «Оскара» за короткометражку «Шестизарядник» в 2006 году, а прославился пронзительной драмой «Залечь на дно в Брюгге» (2008) с прекрасными Колином Фарреллом и Ральфом Файнсом в главных ролях. Актерский состав «Психопатов» - без преувеличения звездный. Писателя Марти вновь играет Колин Фаррелл, Хенса – Кристофер Уокен, Билли – Сэм Рокуэлл. Вуди Харрельсон вполне органичен в роли бандита Чарли. На несколько минут появляется прославленная Бондом Ольга Куриленко. Наконец – и уже одно это интригует - есть Том Уэйтс: в роли психа с белым кроликом в одной руке и страшным мачете в другой.

С такой труппой можно сыграть что угодно. В основе своей идея хороша: остранить сюжет через прием кино внутри кино, поработать с пространством воображаемым (внутри головы Марти) и реальным (которое должно, конечно же, догнать и перегнать воображаемое по степени невменяемости). Увы, получается не совсем так, как, вероятно, планировалось.

МакДана работает по лекалам, освоенным еще в «Брюгге» - пытается сочетать черный и местами циничный юмор с неподдельностью переживаний, комичные ситуации – с реальной смертью и страданиями. Но то, что ему по наитию дебютанта удалось 4 года назад, сейчас почему-то не работает. Вдруг стало крайне и не лучшим образом заметным влияние Тарантино: в скорострельных диалогах, в шутках, в фейерверках насилия, в обилии чудаковатых персонажей; однако то, что впечатляло еще в середине 2000-х, сейчас выглядит вымученным. Постмодернистский кетчуп плохо сочетается с настоящей кровью. Понимая это, МакДана переключает регистры во второй половине, заставляя героев предаваться рефлексиям, однако из-за этого фильм ощутимо теряет в энергии, финал выглядит и вовсе скомканным.

Помощь приходит с другой стороны. Свое умение работать с актерами МакДана показал еще в «Залечь на дно в Брюгге». Собственно, на актерах «Психопаты» и держатся. Даже если история кажется затянутой и излишне сентиментальной, если тарантиноидные остроты не срабатывают, все равно интересно смотреть на то, что творят в кадре эти опытные лицедеи: и Фаррелл с его героем, эволюционирующим от раздолбайства к стоическому мужеству, и чудесно неуравновешенный Билли-Рокуэлл, и инфантильный Чарли-Харрельсон, и просто гипнотически движущийся, говорящий и молчащий Уокен, и, конечно, смешной, опасный и трогательный (все одновременно) Том Уэйтс. Вся эта братия вкладывается в фильм как может – и спасает его.

Дмитрий Десятерик, «День»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments