yoshi_stan (yoshi_stan) wrote in kinoclub,
yoshi_stan
yoshi_stan
kinoclub

Category:

"Статский советник"

С грустью и тоской приступаю я к описанию увиденного на ночном сеансе в к/т со значительным названием "Родина". Горечь переполняет мое сердце. Да-да, я о "Статском советнике" - долгожданном блокбастере, который живьем съест "Турецкий гамбит", похоронит "Ночной дозор" и нокаутирует "Бой с тенью". Шутки кончились - теперь перед нами настоящий Фандорин в настоящем деле. Почему же я плевался, выйдя в два часа ночи из гостеприимного кинозала на совсем негостеприимные ночные московские улицы? Да потому что:

Фандорин-то ненастоящий! Ну да, действие "Статского советника" происходит через 14 лет после "Турецкого гамбита", и Фандорин уже не мальчик, но муж - импозантный такой мужчина с седыми висками и невозмутимым выражением лица... Помилуйте, ну не с одним и тем же выражением на весь фильм! Холодный, равнодушный, внеэмоциональный, и, в итоге - никакой. Это - настоящий Фандорин? Нет, уважаемые читатели, такой Фандорин нам не нужен. Бероевский Фандорин, лезущий в пекло только потому, что он чувствует, что ему нужно там быть, мне гораздо ближе. Здесь Эраст Петрович - автомат, следующий программе причинения наименьшего зла. И, как водится у людей следующих подобному принципу, в итоге он не делает ничерта - только скептически молчит, да вертится на стуле. У Экслера, кажется, есть любимый эпитет - "у него на весь фильм полтора выражения лица"; особенно он любит награждать подобным сравнением Брюса Уиллиса. Так вот, их Уиллис супротив нашего Меньшикова - как плотник супротив столяра - создается впечатление, что Меньшиков вобще играет заматеревшего и забронзовевшего себя, поворачивается и в анфас и в профиль, и даже затылок показывает - лишь бы мы могли получше рассмотреть Великого Актера.
Одним словом - Фандорин - главная роль в фильме! - полный провал.



Очередная его спутница (забыл, как ее звали) - Фандорину-Меньшикову под стать. Нет, она поживее, конечно, очаровательно морщит носик и кидает в Эраста Петровича различными предметами, но, сравнения с незабвенной Варварой Андреевной из "Турецкого Гамбита", она не выдерживает. Краско создала образ не в пример более запоминающийся, и, что характерно, ей даже раздеваться для этого не пришлось.

Зато на фоне Фандорина Михалков блистает выверенной, точной игрой. Впрочем, он вообще - блистает. Ощущение, что Никита Сергеевич решил доказать что "есть еще порох в пороховницах". Спорить не буду - есть. Давно не видел столь убедительного изображения мужественного, умного, убежденного в своей правоте, зла. Зло вышло не опереточное, а вполне реальное, осязаемое, очень опасное. Штука в том, что в книге этому злу противостоял достойный противник в лице Статского Советника, а в фильме противостояния не вышло - калибр оппонента подкачал. Ну убили Пожарского, так место около его императорского высочества вакантно - занимай и становись тем же. Фильм, благодаря отличной игре Михалкова, не оставляет надежд - зло торжествует. Обстоятельное и обаятельное, остроумное зло.
Среди большой части зрительской публики бытует неприязненное отношение к Михалкову. Не мне судить, насколько эта неприязнь обоснованно, но то, что это, пожалуй, один из лучших российских актеров, несомненно. Кто не верит - пересмотрите сцену "обработки" Рахмета, например. Несмотря на все претензии к фильму, за эту роль ему - глубокий респект.

Но самое сильное впечатление у меня осталось от пары Грин (Хабенский) - Игла (Фандера). Причем, смотря на них я даже не думал об "актерской игре", воспринимая их теми, кого они изображали - людей, тщательно прячущих свое человеческое начало, которое, тем не менее, прорывается наружу, как его не дави. И, вроде бы, роли были у них достаточно "плоские" - фанатик и фанатичка, устремленные к цели - своей гибели - уже мертвые люди, без надежды, без будущего. Но, когда внутри этих "мертвецов" просыпаются живые чувства - пробирает дрожь. И жалко их... Очень. От финальной сцены, когда Игла смотрит на умирающего Грина и первый раз за фильм улыбается по-настояшему - "я замуж хотела..." - у меня мурашки побежали. Вполне можно было снять фильм о них, их судьбе и исковерканной любви. Думаю, получилось бы очень интересно.

Но, но! Если бы дело было в актерах - я бы поставил фильму твердую четверку. Сказал бы, что фильм, в целом, очень интересен, и отлично подобранный актерский состав вытягивает постановку, несмотря на серенького главного героя... Если бы... Если бы, например, фильм не противопоставляли "Турецкому гамбиту". Который, возможно, и уступает в актерской игре, но берет свое искренностью. И если бы в "Статском советнике" не было бы чудовищной финальной сцены. Я, честно говоря, оторопел. Ну нельзя же так - заставлять меньшиковского Фандорина предавать самого себя из "государственных соображений". И ладно бы, если этот сюжетный ход был мало-мальски естественным и ненатужным. Актерская задача, скажем сразу, была нетривиальна, но, как мне кажется, вполне решаема. Я даже не против слов "социальный заказ" - ну раз фильм создан при поддержке госкомитета по кинематографии, а Н.С. Михалков - монархист - пусть вставляют в фильм свой "мессадж". Но не настолько же топорно это делать! Какая там актерская игра и сюжетная линия. Создатели фильма решили просто залить финал пафосом, как приторной патокой. Фандорин, восклицающий только что, фактически, посланному им куда подальше брату Государя "послужим Ваше Высочество, России, каждый на своем месте", и потом неспешно идущий через Красную площадь на фоне башен Василия Блаженного под песенку а-ля "Как упоительны в России вечера" рушат все впечатление от просмотра. Знал бы - ушел за пять минут до финала.

Еще хочется отметить "никакой" саундтрек к "Советнику". После замечательной музыки Бреговича в "Гамбите", которую можно слушать отдельно от фильма (моя любимая тема - "Атака под Плевной"), музыка в "Советнике" поражает своей серостью и однообразием. Про финальную песню я уже написал. Лучше бы они вариацию на тему "Жил-был на свете Антон Городецкий", то бишь "Советник Фандорин" порезвились - все получилось бы веселее.

Идти или не идти на фильм? Конечно идти. Где еше увидишь столько хороших актеров сразу. А вот сидеть ли до конца или уходить за несколько минут до финала - решайте, как говорится, сами. Я высидел и жалею.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments