desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

ДАСТИН ХОФФМАН: «КИНО ДЛЯ НАС — КОВАРНАЯ ФОРМА ИСКУССТВА»

ДАСТИН ХОФФМАН: «КИНО ДЛЯ НАС — КОВАРНАЯ ФОРМА ИСКУССТВА»



Нижеследующий разговор с Дастином Хоффманом состоялся в октябре на Лондонском кинофестивале, куда обладатель двух «Оскаров» приехал в необычном для зрителей качестве режиссера. Его постановочный дебют называется «Квартет». Откровенная слабость (увы) режиссуры компенсируется лежащей в основе сценария историей - столь же красивой, сколь и трогательной - о четырех оперных певцах, бывших знаменитостях, которые живут в приюте для людей искусства и хотят организовать небывалый концерт — спеть, как в молодые годы, квартет из одной из опер Верди; другая сильная сторона – актерский состав – четыре звезды британского кино.

— Дастин, одним из источников вдохновения для вас была документальная лента о настоящем приюте для оперных певцов. Не могли бы вы рассказать об этом?
— Это замечательный фильм, который имеет название «Поцелуй Тоски». Мне о нем рассказал Сэр Роналд Гарвуд, когда я спросил у него об истории написания его пьесы (по которой снят фильм — Д.Д.). «Поцелуй Тоски» был снят в 1984 году. Верди, который был богат и успешен на склоне своих лет, решил построить для себя дом в Милане. Он распорядился, чтобы после смерти оперные певцы и музыканты — а у него было много знакомых, которые уже не играли в Ла Скале и нигде не выступали, — могли жить там. Вот «Поцелуй Тоски» и рассказывает об оперных певцах и музыкантах, проживающих в этом доме.

— А вы советовали своим актерам сначала его посмотреть?
— Я им посоветовал, но они проигнорировали. (смех)

— Однако чувствовали ли вы магию создания кино, взявшись за режиссерскую работу?
— Это моя первая режиссерская работа, не знаю, почувствую ли я такое вновь. Это чувствовали мы все: и съемочная группа, и актеры. Когда снимаешь кино, никогда не знаешь наверняка... Когда снимали «Касабланку», вряд ли кто-то предполагал, что этот фильм станет классикой. Главные актеры отказались, снимали с составом актеров низшей категории... Знаете, вы всегда находитесь в тоннеле, конец которого не видите. Но с этим фильмом произошло то, чего мы не ожидали. Это произошло, когда мы приняли решение задействовать в съемках настоящих оперных певцов на пенсии и настоящих музыкантов - людей, которым по работе не звонили уже 20, 30, 40 лет. Они в состоянии выступать — но им не звонят из-за их преклонного возраста. Так вот, эти люди, в возрасте от 70 до 90 лет, приходили ежедневно с таким зарядом энергии, что съемки проходили по 10-12 часов в день, и для нас это был чрезвычайный, особенный случай, не просто работа съемочной группы. Это была другая тональность.

— Если вдаваться в детали, то в вашем сценарии звучит весьма примечательная цитата из Билли Вайлдера. Почему она вас вдохновила?
— Когда снимаешь фильм, стараешься одновременно выбрать круг зрителей и таким образом ставишь на место зрителя себя. Если бы кто-то мне сказал, что на видео или ДВД есть фильм об оперных певцах на пенсии, я бы не горел желанием его смотреть. Я знал, что наш долг — сохранить энергию, поддерживать интерес зрителя. Я посоветовал актерам просмотреть фильм Говарда Хоукса с Розалинд Расселл и Кэри Грантом «Его девушка Пятница», потому что в диалогах актеров присутствует сильная энергетика, и у нас тоже она должна быть. Я же, в свою очередь, имею записи интервью Фолькера Шлендорфа (немецкий режиссер, знаменитый благодаря экранизации «Жестяного барабана» Гюнтера Граса — Д.Д.) с Билли Вайлдером, на которые тот согласился, поскольку Фолькер время от времени говорил на немецком. И там Вайлдер говорит: «Если ты собираешься рассказать зрителю правду, лучше будь смешным, потому что тебя убьют». Я это запомнил.

— «Квартет» снят по мотивам британской пьесы, там снимаются британские актеры. Получается, вы хотели снять именно британский фильм?
— Нет. Несколько лет назад, во время работы над фильмом «Последний шанс Харви», я подружился с Джоном де Борманом (известный европейский и американский кинооператор. — Д.Д.). После фильма вы обсуждали сцены из картины, и он сказал, что мне стоит попробовать себя в режиссуре. Я ответил: «Найди для меня такую работу, и я вылечу первым рейсом». Он позвонил на следующий день, сказал, что Финола Двайр, продюсер их фильма «Образование», послала мне сценарий. От этого сценария отказался режиссер. Меня попросили его прочитать, и я это сделал. И согласился работать. Порой все решает случай.

— Вы сами отбирали исполнителей?
— Я пришел в этот фильм уже после того, как Том Кортни (исполнитель одной из ролей в «Квартете». — Д.Д.) поговорил о съемках с Роном Харвудом. А Том и Альберт Финни (известный британо-американский актер и продюсер. — Д.Д.) — друзья с самого начала карьеры, они практически одновременно стали звездами. Альберт — благодаря фильму «Вечер субботы, утро воскресенья», а Том — благодаря фильму «Одиночество бегуна на длинные дистанции». Дружба между ним и господином Харвудом длится более 40 лет. Поэтому когда пришел я, Альберта, Тома и Мэгги Смит (исполнительница в «Квартете». — Д.Д.) уже взяли в фильм, потом Альберт не смог продолжить работу. Таким образом, из всех звезд, принявших участие в фильме, я выбрал двоих — Билли Коннолли и Полин Коллинз. Я работал в Лос-Анджелесе, и мне по телефону позволили взять актеров на две роли. Мэгги я видел только один раз. Я ей позвонил, мы друг другу представились, и я спросил, нет ли у нее идей, кто подойдет лучше. Потому что первое, что ты должен делать, когда начинаешь работать режиссером (хоть многие этого не делают) — ты учишься. Почему бы не спросить у хороших актеров их мнение? Они знают лучше кого-либо. И не медля, Мэгги назвала имя Полин Коллинз. Я не видел ленту «Ширли Валентайн». Но видел ее работу с Вуди Алленом («Ты встретишь высокого черного незнакомца»), и она там была прекрасна — обязательно посмотрите. Во время телефонного разговора я сказал: «Мне показалось, что ваш диалог импровизированный». Она ответила, что да, это абсолютная импровизация. Я удивился: «С Вуди Аленом?». Она ответила: «Да, он позволяет мне говорить, что пожелаю». Таким образом я начал работать. Как говорят в Америке, меня запустили и заперли дверь.



— Почему вы все же решили попробовать себя в роли режиссера?
— А почему вы надели зеленую футболку? (на фото выше - ДД)

— Потому что она яркая, и потому, что я хотел привлечь ваше внимание.
— У меня похожая мотивация. На самом деле я хотел сделать этот фильм очень давно. Но порой проходит 40 лет, прежде чем у тебя получается что-то сделать. Вот правдивый ответ.

— А насколько сложно было стать по другую сторону камеры?
— Знаете, когда вы в профессии более 45 лет, накапливаются вещи, которые нам в режиссерах нравятся, и которые — нет. Иногда эти мнения совпадают. Думаю, актеру нужно осознавать такую вещь: когда приходишь на съемочную площадку и видишь, что режиссер стоит и проговаривает слова из сцены во время съемок этой сцены, обычно это очень плохой знак. Ведь это значит, что режиссер в голове эту сцену уже снял. Он точно знает ритм и нюансы, которые должны присутствовать в каждой реплике, и в ином его не убедишь. Обычно такие режиссеры даже не любят актеров и никак не дождутся, пока окажутся в монтажной. И они делятся на две категории: те, которые любят сюрпризы, и те, которые их ненавидят. И именно этому актеры учатся слишком рано. Принимая участие в кино, мы все понемногу выступаем режиссерами, каждый из нас.

— Почему?
— Потому что нам необходимо себя защитить. Человек, который способен думать и который снимается в кино много лет подряд, учится себя защищать, потому что для нас это коварная форма искусства. Нас в монтажную не допускают. Это невероятно. Когда режиссер просит сыграть с определенными нюансами, красками, а ты чувствуешь, что это бред, но все равно делаешь, потому что режиссер попросил, то в монтажной отберут именно этот вариант. И я с уверенностью говорю: когда вы видите плохую игру актера, не спешите его обвинять. Обвиняйте режиссеров, так как именно они отобрали этот кадр.

Дмитрий Десятерик, Лондон — Киев

P. S. В начале недели на сайт моей газеты, где размещено это интервью, пришел нижеследующий комментарий:
Quartet
Denis Khoroshko | 12/25/12
Здравствуйте
Видел статью на вашем сайте про фильм Квартет (Дастина Хофмана) который выходит в прокат в январе 2013
Хотел рассказать вам о своем участии в фильме Квартет. Я играл роль Тадека.
Здесь ссылка на информациюhttp://content.yudu.com/Library/A1urab/RussianUKNovember201/resources/16...
Когда я услышал, что режиссером фильма станет сам Дастин Хоффман я приложил все усилия к тому, чтобы пройти отбор. На кастинге я решил, что буду импровизировать, и убрал полностью текст, который мне дали, чтобы наиболее натурально и органично показать необходимый образ. Моя тактика сработала и спустя несколько недель мне позвонили с радостной новостью, что роль закреплена за мной. Я был на седьмом небе от счастья. Но самое интересное, что для роли нужно было водить машину с правым рулем. Водительские права я получал порядка 10 лет назад в России и почти не водил. Так что камнем преткновения могло стать вождение машины. Но я подключил всех своих друзей и знакомых, чтобы быстро подучили меня. К счастью, оказалось, что на съемках будет машина с автоматической коробкой передач, тогда я немного вздохнул! В первый день съемок меня встретил Дастин Хоффман и неожиданно для меня сделал мне такой комплимент: «Денис, я видел тебя на экране больше, чем ты, возможно, видел меня» Вау! Такого я не ожидал. Я сказал ему «Доброе утро, сэр». На что он ответил с большой душевной улыбкой «Я еще не в том возрасте, чтобы меня называть сэром». «Хорошо»- ответил я, - «тогда я буду называть вас просто Дастин». Так я познакомился с одним из самым великим актеров, обладателя двух Оскаров («Человек дождя», «Тутси» и прочие фильмы. Это его дебютная работа как режиссера. Сценарий основан на пьесе Рональда Харвуда (Ronald Harwood) про четверку оперных певцов, дающих концерт в пользу дома для престарелых театральных артистов. В главных ролях британские звезды, засветившиеся, среди прочего, в "Гарри Поттере" - Мэгги Смит (Maggie Smith), сыгравшая профессора Макгоннагал, Майкл Гэмбон (Michael Gambon), знакомый любой аудитории по роли профессора Дамблдора, и заодно - по фильмам "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Сонная лощина" и "Госфорд-парк", а также Билли Коннолли (Billy Connolly) из "Миссис Браун", Том Куртенэ (Tom Courtenay) из "Доктора Живаго" и Полин Коллинз (Pauline Collins) и Шеридан Смит (Sheridan Smith). Я же играю в этом фильме водителя Мэгги Смит.
Денис Хорошко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments