fenix_xx (fenix_xx) wrote in kinoclub,
fenix_xx
fenix_xx
kinoclub

Любовь, искусство и судьба.

(размышления о фильме «Облачный атлас» («Cloud Atlas»))

От рождения до смерти мы связаны с другими прошлым и настоящим. И каждый наш проступок так же, как и каждое наше доброе дело, рождает новое будущее…(Сан Ми)

Во время сеанса я усердно делал заметки о рассказанных в фильме историях и их взаимосвязях, искренне полагая, что в рецензии их обязательно нужно изложить и осмыслить. Синопсис фильма как будто обязывал именно к этому, у всего происходящего на экране должен был быть один сильный, мудрый и философский вывод. При чём обязательно сложносочинённый, за которым многие отправятся пересматривать, чтобы уловить детали и расставить всё по местам. Так уже было с «Матрицей» и отчего-то многим казалось, что так же случится с «Облачным атласом».

Именно в этом заключены причины многих разочарований, когда искушённый и привыкший уходить удовлетворённым зритель не находил искомого и уходил ни с чем, так и не разобравшись в том, что давал ему фильм и почему при всех возникающих у некоторых «я думал будет лучше» всё равно осталось какое-то внутреннее ощущение, представленное даже не мыслью, а чувством.

Но оно было быстро завалено и потеряно всей этой попыткой разложить по полочкам и свести в таблицу взаимосвязи героев, хотя в реальности я после фильма просто удалил все свои длинные заметки и понял, что говорить нужно совсем о другом. Не о том, как Сан Ми смотрит фильм Тимати Кавендыша, не о том, как её пророчества почитаются на постапокалиптическом Острове, не о том, как журналистка из Сан-Франциско читает письма гомосексуального композитора, не о том, как он подкладывает под ножку пианино тихоокеанский дневник из истории корабельного путешествия, не о родимых пятнах в виде кометы, которые до сих пор не дают покоя многим рецензентам и спорщикам о фильме, не о множестве тончайших взаимосвязях, отсылках, параллелях, а совсем о другом.

И об этом другом, непривычном для языка кино, говорить гораздо сложнее, чем о хитросплетениях сюжетных линий и гениальных перевоплощениях нескольких актёров, безусловно заслуживающих целой кучи самых лестных слов и аплодисментов стоя. Фильм отлично сыгран, хорошо поставлен, прекрасно снят, интересно и качественно подан, не наскучивает за три часа благодаря скачкам по нескольким сюжетам. Но это всё техника. А говорить нужно о главном смысле, вложенном в фильм.

По всем своим характеристикам фильм не уникален, но впервые рассказан так глубоко и красиво, впервые массовое голливудское кино пытается взять такую планку сложности, увлекая за собой попкорнового кинолюбителя, не привыкшего, в отличие от любителей авторского кино, к такого рода кинематографу. К слову, любитель авторского кино тоже может выразить своё «фи», признав, что фильм слишком отдаёт голивудщиной. Но, может быть, в попытке этого соединения и есть главная уникальность фильма, хотя кто-то, безусловно, решит, что в результате вышло «ни вашим, ни нашим».

Главные связи в фильме прочерчены не с помощью очевидных, понатыканных тут и там отсылок к другим историям, а через кое-что посерьёзнее. Это невозможно увидеть глазом или зафиксировать слухом, но проникаясь настроением и атмосферой фильма это, безусловно, начинаешь чувствовать. Да-да, именно чувствовать, а не замечать.

Сами интересные связи как раз те, которые очень сложно зафиксировать или описать. Через постановку, через кадры, ракурсы, операторскую работу. Через ощущения происходящего на экране, будь то чувство опасности или большой радости, через напряжение моментов, через схожесть ситуации, исходы из которых зачастую бывают различными.

Но это связи почти не касающиеся смысла. Ближе к нему связи через искусство. Через литературу, кино, музыку. Всё то, что становится культурой и произрастает из неё. Не случайно почти все основные персонажи творят (будь то письма, корабельный журнал, великое музыкальное произведение, книга, кинофильм или просто генерация мудростей), оставляя тем самым большой и глубокий след в истории. Впервые сила искусства показана так тонко и изящно, ведь в абсолютно разные времена может играть одна и та же музыка, проходя через века и тысячелетия или звучать одни и те же строки, одни и те же мудрые мысли. И искусство внутри фильма прикасается к искусству вне него, пересекаясь с реальными цитатами из книг или великой музыкой.

В ту же копилку ложится связь через традиции и религию, идеи и истины, верные на все времена. И тут тоже истории фильма спутаны между собой и соединены с реальностью. Вполне себе киношная и выдуманная Сан Ми напоминает нам про пророков Христа, Мухаммеда, Будду, которые тоже спустя столетия стали почитаться, как Боги и сформировали целые религии.

Всё вместе составляет одну большую культуру народов или человечества в целом. Именно развитие искусства, культуры и общечеловеческой мудрости внесла самый большой вклад в победу над зверем внутри человека, над животными человеческими страхами, над бесконечно повторяемом в фильме «в один присест сильный слабого съест». Именно жажда к познанию прошлого и развитие в будущее предопределяли (и будут предопределять дальше) победу над невежеством, низким и гнилом в человеке. И люди, которые внесли в эту победу (которая представлена здесь не как цель, а как бесконечный процесс развития) самый существенный вклад, из обычных и материальных превратились в то искусство, которое они создавали, и в качестве музыки, книг, фильмов и другого, вобравшего в себя силу мысли и идей, остались жить в вечности.

Вот об этой человеческой борьбе со зверем, в которой в качестве оружия используется культура и искусство, и снят фильм «Облачный атлас» (неслучайно такое же название имеет музыкальное произведение из фильма). Авторы как бы намекают, что всё случившееся, случающиеся и всё то, что ещё должно случиться, - только музыка. Музыка вселенной, музыка движения её молекул, рождающих всё в том мире, к которому мы привыкли. Его прошлого, настоящего и будущего.

И в этой попытки рассказать историю человечества, как спирали, в которой главным, что остаётся в веках, являются творения рук и умов человеческих, фильм собирает прошлое, настоящее и будущее в одну точку, будто схлопывает неразрывную нить времени, чтобы зритель даже не увидел, а почувствовал, ощутил внутри себя этот неразрывный процесс без начала и конца. Для этого все безумные переходы через время и расстояния, не меняя ракурса, музыки или ощущений происходящего. И, понимая это, в последний час фильма перестаёшь неистово ждать развязки и единого объяснения всех этих связей, ощущая наконец, что важен сам процесс создания ощущений и мыслей с помощью образов на экране, само ощущение этой единой, неразрывной нити.

И, конечно, рассказ об этом не мог не сопровождаться рассказом о судьбе, карме, прошлых, настоящих и будущих воплощениях. Только вот если «Матрица» тех же Вачовски была историей о сломе системы и разрушении предопределённости, то «Облачный атлас», напротив, поёт оду судьбе и взаимосвязи времён. И даже свобода, воля и разум здесь исключительно в рамках предопределённости. В этом смысле фильм предлагает развиваться и бороться, но внутри очень хорошо чувствовать, что изменения наступят тогда, когда придёт время, ведь всему свой положенный час.

Надо заметить, фильм наносит вполне ощутимый удар по одиночкам, эгоистам, индивидуалистам. Если в его начале, когда главный герой прячется за скалой, смотря, как убивают его близких, трагически побеждает животный страх, инстинкт самосохранения и идеология «каждый сам за себя», так часто не дающая бороться за самое важное, то в конце побеждает любовь и взаимопомощь, человеческая способность объединятся и вместе встречать беду. В этой способности положено немало жизней, за развитие и движение вперёд их заплачены миллионы. Но оно того, безусловно, стоило. В этом и есть возможность не умереть поодиночке, а идти вперёд вместе, развиваясь и даря пусть не человеку, но уж точно человечеству, вечную жизнь. Быть может, в этом тоже, как и в искусстве, заключен секрет бессмертия, который современному обществу ещё только предстоит постичь в полной мере, ведь предыдущие попытки не увенчались успехом.

Может быть, именно поэтому в череде неслучайных встреч и точек пересечения фильма главное место занимает даже не способность человека к развитию, познанию и творчеству (хотя, казалось бы, именно она и должна), а Любовь, которая лучше всего другого соединяет людей и делает их неразрывными, разрушает всякий эгоизм и индивидуализм. Давно замечено, как сложнейшие вопросы бытия находят ответы в любви. Фильм решил это в полном смысле показать, через любовь объяв вечность.

И в этом ещё одна большая находка, ведь у всего этого: у встреч в разных жизнях и ситуациях, у предопределённости столкновений, у перерождений и череды воплощений – должен быть какой-то важный смысл. И преподнесён он здесь в виде некоего природного феномена. Любовь не только предстаёт здесь чем-то одушевлённым, но и способна пережить смерть, отодвинуть на второй план судьбу, ведь нет предназначения выше того, чтобы быть с тем, кого любишь.

Именно в угоду этой любви и самое высокое искусство, и самое быстрое развитие, и движение вперёд, и жажда, чтобы всё получилось. Любовь здесь, как главная идеология жизни: «Я верю, что смерть – это только врата. Когда они закрываются, за ними открываются другие. Если бы я могла представить рай, то это были бы открывающиеся врата, а за ними стоял бы он…»

Фильм в этом смысле заканчивается так, как нужно. Кадрами того, как открываются такие райские врата. Это и есть исполнение мечты, важнее которого нет ничего. Рай – это то время и те события, в которых у любящих сердец всё-таки получилось быть вместе.

Вот так за 3 часа актёры вместе со зрителями прожили несколько полных и интересных жизней, чтобы показать нам нить судьбы, сотканную из любви, выраженной в искусстве, и протянутую сквозь прошлое, настоящее и будущее. Любовь преодолевает и побеждает всё. И фильм оставляет очень стойкое ощущение, что, если она не победила в прошлом или настоящем, то точно победит в будущем. И, если это будущее не наступило в этой жизни, то обязательно наступит в следующей. Через годы, десятилетия, века, жизни, поколения...

«Жажда большего в сердцах всегда сильнее мудрости в головах.»

«Природа наших бессмертных жизней заключена в последствие наших слов и деяний.»

«Сделайте то, чего НЕ сделать вы не можете.»

«Страх, вера, любовь — явления, определяющие ход наших жизней. Эти силы начинают действовать до нашего рождения и продолжают после смерти.»

«Есть установленные законы бытия, и, если идти им наперекор, добром это не кончится.»

«Разлука - это иллюзия. Моя жизнь простирается гораздо дальше моего физического тела…»

«Наполовину прочтенная повесть — что любовь, брошенная на полдороги.»

«Нет, мёртвые не остаются мёртвыми. Научишься слышать - так спасу нет от их болтовни.»

«Вы сохраняете власть над людьми, пока оставляете им хоть что-то. Отберите у них всё, и они уже не будут вам подвластны.»

«- Эта надежда не больше блохи.
- Да, но от блох не так просто избавиться.»

(цитаты из фильма)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments