belaya_smelaya (belaya_smelaya) wrote in kinoclub,
belaya_smelaya
belaya_smelaya
kinoclub

Стальная бабочка, 2012

348645

Фильм «Стальная бабочка» стал для меня довольно неожиданным — совершенно ничего общего с предыдущей режиссерской работой Давлетьярова. Сюжет крутится вокруг вроде бы детективной истории о поимке маньяка, но на мой взгляд, сам по себе фильм куда больше концентрируется на психологизме. Об этом говорит и внимание к характерам, и наличие эволюции персонажей.



Мы практически сразу знакомимся с главными героями фильма: опером Ханиным, брутальным и по понятным причинам напоминающим бандита, и беспризорницей Чумой — грубой, напористой, испорченной, но все же вызывающей симпатию, по крайней мере, на фоне своей команды, где из девочек кроме нее — только жалкое запуганное и подловатое существо с не запоминающимся именем и внешностью.

Ханин — это закон, Чума — преступность, но они объединяются, чтобы поймать маньяка-душителя. У каждого — свои мотивы. Чуме, с одной стороны, хочется вырваться из ставшего уже привычным круговорота «детдом-милиция», а с другой, льстит тот факт, что она на какое-то время окажется в центре внимания.

Мотивация Ханина проста — ему нужно поймать преступника любой ценой. Честно говоря, мотивации этого персонажа понять значительно сложнее: он вроде как не обладает достаточным набором моральных качеств, чтобы действительно хотеть помогать людям, но при этом стремление ловить преступников у него, кажется, защито в подкорку. Его общую бессердечность выдают и его взаимоотношения с любовницей, и его отношения с напарниками, и его обращение с Чумой. При этом сочувствие и муки совести ему вроде как не чужды, и с каждым кадром фильма чужды все менее — но хватит ли этого на перерождение?

Что же касается Чумы, то она — обозленная, испорченная и довольно жестокая, но при этом неплохая в глубине души девочка. Ее жизнь похожа на ночной кошмар многих «домашних» детей, а ее желания такие же простые, как у любой девочки-подростка: она хочет любви, домашнего уюта, хочет заботиться и чтобы о ней заботились. Смесь детских и взрослых надежд и мечтаний приводит ее к бессмысленной влюбленности в Ханина, и эта коллизия, пожалуй, куда более драматична и интересна, чем непосредственно сюжет о поимке маньяка. Встретившись, эти две сильные личности из разных миров просто не могут разойтись, не изменив друг друга.

Очень впечатлила картина взаимоотношений в «уличной банде» Чумы — ее, как лидера, уважают, побаиваются, завидуют. И никто не понимает ее желания изменить образ жизни и судьбу — всех вполне устраивает нечистоплотная, голодная жизнь уличных хулиганов. Как в классической комедии, только вместо «украл, выпил, в тюрьму» здесь «украл, поел в макдональдсе, в милицию».

В целом ощущения от фильма положительные — хоть это и не самый интеллектуальный жанр, да и идея, в принципе, не нова, но галерея персонажей интересная, да и в самом финале неожиданный сюжетный поворот заставляет несколько напрячься. Понравилась актерская игра — Дарья Мельникова отлично справилась с ролью беспризорницы, да и остальные актеры, уже знакомые не по одному фильму, не разочаровали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments