Cinefeelia (cinefeelia) wrote in kinoclub,
Cinefeelia
cinefeelia
kinoclub

Looper | Петля времени (2012)

Райан Джонсон о времени и о петле себе.
 
2044 год. Будущее наступило как-то неровно. Кто-то гоняет на летающих мотоциклах, а кто-то не может отмыть от многолетней грязи старенький классический хэтчбек о четырех колесах. Кто-то носит одежду от новомодных дизайнеров, кто-то не вылезает из ковбойских плащей еще позапрошлого века. Кто-то зашивается новомодным накротиком, а кто-то готов убить за еду. Социальное расслоение - бич настоящего, грозящий стать чумой будущего. Впрочем, и эту неприятность мы переживем, время, конечно, идет своим путем. Вот кто-то крутит над ладонью монетку силой мысли, на большее никого пока не хватает, но девушку, говорят, и этим можно снять. А вот кто-то за неплохие деньги решетит из мушкета тело, которого по сути и не существует еще, ведь оно прислано из будущего. На последних остановимся: это луперы, люди, которые работают в 2044 году на мафию 2074 года. Там убить человека сложно, тело некуда деть, здесь - проще простого, его пришлют связанного по рукам и с мешком на голове, а тебя и совесть-то толком мучить не будет, ты убил кого-то эфемерного и несуществующего. Но ты поймешь, насколько он "несуществующий" тогда, когда на расправу тебе вышлют тебя самого. 
а
looper-joseph-gordon-levitt-Bruce-Willis-1


"Петля времени" - из тех фильмов, которые можно очень сильно ждать, а можно даже не узнать об их существовании. До выхода в свет он становится притчей во языцех для небольшого круга киноманов, поводом подискутировать для критиков, для прочих, в лучшем случае, "новым фильмом с Уиллисом/Левиттом". Чем же он оказался в итоге? Для третьей категории тем же, чем и был, для второй - поводом для всяческих восторгов, а вот для многих киноманов неожиданно провалом и разочарованием. Жалобы поступили на недостаток перестрелок, на провисающую середину, на сюжетную "кашу" и непонятный замысел. Что же получается, молодой Райан Джонсон (трижды "Кирпич", ага) хотел перехитрить всех, а перехитрил самого себя? Нет, совсем нет, просто Джонсон снял личную драму, которую никто и не думал ждать от этого фильма.
а
ent_looper_0927

Чтобы понять, насколько силен Джонсон в режиссуре, достаточно только увидеть сцену казни одного из киллеров (Пол Дэноу), который не смог "закрыть петлю" - убить себя из будущего. Это не просто эффектная и жестокая фишечка, это не демонстрация режиссерских мускулов и извилин, не только разъяснение правил игры - того, как здесь понимают пародокс путешествий во времени, это одна из самых страшных сцен в истории кино. Это казнь всех тех, кто пришел насладиться тем, как Уиллис и Левитт будут стрелять бок о бок, а также и тех, кто пришел увидеть нового Кристофера Нолана - умника и  фокусника. При всем уважении к Нолану: он не умеет так резать по живому. И в этом главная особенность "Петли времени". Это послание зрителю, режиссерский манифест, один из главных фильмов еще толком даже не начавшейся карьеры, и как и подобает подобному манифесту, он болезненный и не всегда приятный. Левитт будет носить грим-маску, чтобы избавиться от своей юношеской харизмы, которую Джонсон же когда-то и использовал в нем по-полной. Получается первая по-настоящему взрослая роль. Уиллис с неизменной манией "спасения мира" под чуть-чуть другим ракурсом превратится в подонка и эгоистичного убийцу. Получается настоящая анти-харизма. Боевик с путешествиями во времени - на самом деле притча. Из начищенных высоток Джонсона как магнитом тянет к бескрайним полям, как человека, который вроде как хотел спеть, станцевать и всем сделать хорошо, а в итоге оказался в позе мыслителя, в полном одиночестве где-то на отшибе. 
а
  looper-jeff-daniels

Удивительно, но смысл режиссерского послания формулирует Джефф Дэниелс - еще один актер с вывернутым здесь наизнанку амплуа - мерзкий мафиозный босс, посланный из 2074, чтобы контролировать дела в 2044. В мире тонущем в постмодернизме и болезненно ощущающем вторичность во всем, следует в конце концов уже взять и напялить на голову ведро, да обмотать его скотчем, да сделать уже что-нибудь, чтобы не быть таким как все. Получилось ли это у Джонсона, чей фильм назойливо сравнивают со всем, начиная от "Матрицы" и заканчивая "12 обезьянами", - вопрос. Одно у него получилось точно: создать прекрасную и конструктивную историю о том, как один засранец взял и что-то создал, впервые и по-настоящему создал что-то большое и значимое. Не только для себя, но и для других. Таким образом этот засранец разоврал бесконечную петлю, которую режиссер без преувеличения гениальным образом создал лишь одним штрижком, одной сценой, одной монтажной склейкой, а потом одним лишь выстрелом разорвал. Может быть, это уже где-то было, но сейчас это было очень искренне. От себя и о себе. Все тот же Дэниелс говорит знакомое и вечное "за все приходится платить", а потому, Райан Джонсон, получите мои искренние восторги по поводу этого фильма. Не новой "Матрицы" или "Начала", не фильма года, а фильма на долги-долгие года.

P.S. Немного интервью.

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments