Условное постапокалиптическое будущее. На Земле остался только один город, в котором живут 800 миллионов человек. Внутри творится настоящий анархический ад, а видимость порядка пытаются создавать полицейские, присяжные и палачи в одном лице, так называемые Судьи. Дредд (Карл Урбан) - один из самых известных Судей, настоящий фашиствующий маньяк на страже закона. В один прекрасный день ему на аттестацию дают нежное белокурое создание - Андерсон (Оливия Тирлби) - девушку, которая обладает не только огромным очарованием, но и экстрасенсорными способностями. Она мечтает тоже крошить людей на части, но гуманизм мешает ей стать Судьей, однако, в виду ее способностей, ей дают еще один шанс. В общем-то в самой аттестации нет ничего сложного, это почти так же просто, как сдать на права: надо только день продержаться в городе вместе с Судьей, при этом не умереть и не нарушить список правил. В отличие от несчастных, осаждающих МРЭО ГИБДД, Андерсон повезло даже еще больше, Дредд предложил ей самой выбрать, так сказать, маршрут. И она ткнула пальцем в 200-этажное логово злобной наркобаронессы с нежным именем Мама (Лена Хэйди).
Знаете, когда становится скучно смотреть блокбастеры (да и вообще кино)? Когда начинаешь понимать, как они работают. К примеру, зачем мужлану мягкая напарница, и почему она не носит шлем, почему двигаться надо к самой вершине небоскреба, зачем к героям привязан пленник, почему его нельзя убить, почему наркотики действуют именно так, ну и так далее. Да, "Судья Дредд" - понятное и прямое кино, как восхождение героев на 200 этаж. Но то, насколько материал совпадает с подачей, заставляет получать истинное удовольствие от фильма с самого его начала и до конца. "Дредд" не пытается специально понравиться зрителю, расшибая людей в лепешку, просто этот фильм такой и есть. Грубый и злой, как и его герой. То, что делает Карл Урбан ложно кажется слишком простой актерской задачей: оставаться достаточно плоским, чтобы не перестать быть "убийцей во имя справедливости", но при этом не слишком плоским, чтобы не стать скучным и не стереться из памяти после выхода из зала. Карл впечатывает в память зрителя свой небритый подбородок и остается где-то посередине между героем и фашистом, между мужественностью и остервенением, и это то, что нужно. Хотя, стоит признать, что в итоге фильм смещается в сторону героини Оливии Тирлби. Получается не совсем история "крещения насилием", а скорее история нахождения своего собственного я в жесткой системе. И снова потрясающее единодушие формы и содержания: фильм получился весьма самобытным, почти даже независимым и почти даже авторским. Он снят на деньги маленьких британских студий, а сверху нависает тень Алекса Гарланда (сценарии "Пекло", "28 дней спустя", "Пляж"), сумевшего даже в таком фильме найти место для поэзии, которая короткими и красивыми вспышками озаряет страшный мир насилия.
P.S. Фильму однако не повезло с контекстом. В этом году вышел "Рейд" с такой же сюжетной фабулой. А на прошлой неделе "Особо опасны", где также речь шла о наркоторговле и матриархате.