desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Вспомнить все» / Total Recall (Лен Райан Уайсман, 2012)

ТЯЖЕЛЫЕ МИРАЖИ БУДУЩЕГО


Фантастический боевик «Вспомнить все» (режиссер - Лен Райан Уайсман) напоминает – здесь не избежать столь избитого сравнения – машину с корпусом лимузина и начинкой от «Запорожца» брежневских времен. Режиссура этого римейка некогда культовой картины 1990 года страдает от изношенности (иными словами – банальности) основных узлов.

В 1990-м главную роль исполнял Арнольд Шварценеггер, ныне - Колин Фаррэл. Сюжет остался прежним – все происходит в дистопичном мире, разрушенном глобальной войной. В новой версии очагом цивилизации становится Объединенная Британская Федерация, которая с традиционным высокомерием выжимает все соки из Колонии - Австралии. Главный герой, житель колонии по имени Даглас Квейд (Фаррэл), работник на фабрике по производству роботов-полицейских, страдает от ночных кошмаров, и, чтобы откорректировать свои видения в более приятную сторону, обращается в службу с режущим английское ухо названием Rekall. С этого момента его жизнь превращается во взрывной кошмар.

Поначалу все как надо. События разворачиваются стремительно, Квейд бьется не на жизнь, а насмерть с озверевшей метрополией. Некоторые спецэффекты, как, например, падение магнитомобиля на улицу с обычными авто, имеют шансы войти в хрестоматии. Погони и побоища напоминают «Пятый элемент», «Матрицу», экранизации «Бэтмена» или даже классику футурологической драмы «Нирвана» 1997 года, но об этом не успеваешь задуматься. Фаррэл удовлетворительно справляется с ролью, успевая в промежутках между драками сыграть нужные эмоции, в том числе отчаяние, страх, боль; лицо у него не столь робототехническое, как у его предшественника.

Увы, к середине фильм сворачивает на изъезженную голливудскую колею борьбы самого хорошего парня против самого плохого. Режиссерские решения становятся предсказуемыми, действие - монотонным. Как следствие - тривиальный финал, что особенно досадно после достаточно эффектного начала.

В режиссуре и в драматургии «Вспомнить все» - слабая работа, но от окончательного провала фильм Уайсмана спасает вышеозначенное противоречие между формой и содержанием. То, что здесь удивляет – убедительность вещественной среды, проработка деталей – от посуды до интерьеров, от автомобилей до одежды. Особенно хороша архитектура мегаполисов Федерации и колонии - головокружительная ячеистая структура, в которой нельзя до конца быть уверенным, где земля, а где искусственное перекрытие, где движение происходит сразу во многих направлениях, местами кажется, что сами улицы оживают, разбегаются в диаметрально противоположных направлениях. Каналы и реклама, отражающаяся в них, джонки на воде между тротуарами, улицы в сотне метров над землей, балконы, провода, лестницы, потоки машин образуют многомерный коллаж, который сам по себе замечательно отражает мечущееся, запутанное сознание главного героя. А языковые мелочи, как, например, название магазина «Электроника» на правильном русском или намеренно искаженная реклама Rekall, придают этому варианту будущего зловещую достоверность. Кстати, именно потому типовой хэппи-энд здесь неуместен – такой реальности подобает неоднозначное, параноидальное завершение, как в той же «Нирване»: ты не можешь быть уверенным до конца, закончился твой кошмар или нет, ты играешь или играют тобой – в мире симулякров и имитаций сами понятия памяти, реальности и иллюзии теряют четкость.

«Вспомнить все» не стал большим кинематографическим событием, но встроенные в него тяжелые миражи составляют отдельное зрелище - и тем запоминаются.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments