Cinefeelia (cinefeelia) wrote in kinoclub,
Cinefeelia
cinefeelia
kinoclub

Categories:

Американский психопат | American Psycho

Петербургский кинокритик Сергей Добротворский когда-то написал статью про «яппи в опасности». Приводил в пример «После работы» (1985) и «Синий бархат» (1986). Яппи были в опасности и после – «Бойцовский клуб» (1999), - яппи в опасности  и по сей день, взять те же новенькие «Стыд» или «Космополис». И никогда яппи не было так хорошо, как было Патрику Бэйтману в «Американском психопате». 

27-летний Патрик Бэйтман (Кристиан Бейл) каждый день делает себе маски для лица, смотрит порно, качает пресс, не пропускает ни одного ленча в каком-нибудь вычурном ресторане, меряется визитками со своими друзьями-коллегами вице-президентами, ровным счетом ничего не делает на работе и получает огромные деньги. Его единственный более или менее друг спит с его невестой, с которой Патрик даже не разговаривает. Это ничего, потому что Патрик спит с невестой другого «молодого и преуспевающего», которому невеста, в общем, и не нужна ибо, судя по всему, он - педик. В свободное от всего этого время Патрик любит только две вещи, причем делает их одновременно: философствует о музыке и убивает людей.

Untitled-2



При своем 95-минутном хронометраже, вдобавок не слишком насыщенном фактическими событиями, «Американский психопат» больше напоминает коротенькую историю, анекдот, который начинается стандартно, затем несколько шокирует, а потом рассказчик совсем теряет над собой контроль, и анекдот становится эпицентром катастрофы для любой приличной компании. Проблема, однако, в том – и об этом говорится весь фильм, а в конце и вовсе прямым текстом – что ни в одной приличной компании этот анекдот не дослушали бы до конца. В лучшем случае забросили бы где-то в начале. Там вообще никто друг друга не слушает. Вы всё ещё читаете это? Удивительно!

Только не ищите ничего удивительного про яппи в этом фильме. Все всё о них знают (даже если вы каким-то чудом не знаете этого слова, ясную картину вам дадут первые же строчки в википедии). Мы даже смутно догадываемся о том, что где-то в глубине души (размером примерно с визитную карточку) каждый яппи тоже человек. Задача вынуть это человеческое – уже неплохая драматургическая задача. То, каким образом эта задача здесь решается – вот, пожалуй, самое удивительное в «Американском психопате». Для понимания художественного решения, прописанного Брэтом Истоном Эллисом в романе и перенесенного на экран Мэри Хэррон, нужно понять ряд фактов. Во-первых, кетчуп и кровь идентичны в мире кино. А во-вторых, в  нашем настоящем мире удар в морду как единица коммуникации примерно равен разговору по душам, а хорошая драка – страстному сексу. Из первого следует, что на протяжении всего фильма отвращение в душе зрителя будет причудливым образом соединяться с эстетическим удовольствием, этаким гурманством киномана. Недаром фильм начинается с приготовления блюда, а заканчивается признанием в каннибализме. Более того, подобное сочетание не сочетаемого, плюс настрой создателей, рождают немало комических моментов. Второе же дает нам разгадку ко всей абсурдности фильма. Неосознанно Патрик Бейтман, пританцовывая под музыку и всаживая в человека топор, стремится прервать круг отчужденности, вырваться из своего несуществующего мира и ворваться в чувственный, реальный мир. Все, что ему нужно – это неподдельное общение и внимание. Под таким углом герой Кристиана Бейла даже становится объектом сочувствия.

Впрочем, он стал бы им в любом случае, достаточно посмотреть на игру Бейла. Его персонаж полон жизни и при этом абсолютно к ней безучастен, комичен и страшен одновременно, силен и статен, но при этом жалок и глуп. Он чудовище, но до конца не теряет человечности. Разрываясь между противоречиями, он, наконец, находит в себе человека и жаждет очищающего катарсиса – внимания со стороны этого обезумевшего мира, справедливого наказания за свои преступления. Но получает худшее из всех наказаний – полное безразличие. Вы всё ещё здесь? Круг замкнулся. Анекдот закончился. Всем смеяться.  



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments