desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Вероятное, неочевидное: фавориты Канн

Вероятное, неочевидное: фавориты Канн





вчера премьерой американской мелодрамы «Королевство полной луны» открылся 65 Каннский фестиваль



Особенность нынешнего конкурса — обилие экранизаций. Так, повесть Василя Быкова «В тумане» воплотил на пленке Сергей Лозница, в 2010 году очень достойно представивший Украину с драмой «Счастье мое». Новый фильм снят в российско-немецко-латышско-белорусско-нидерландской копродукции. Время и место — оккупированная немцами Белоруссия, 1942 год. Главного героя, путевого обходчика, ложно обвиняют в сотрудничестве с оккупантами, и к нему на хутор приезжают два партизана, чтобы совершить расправу, однако события развиваются непредсказуемо. Это не столько военная история, сколько история о людях на войне. Здесь нет однозначно правых и виноватых, а героизм состоит в том, чтобы остаться человеком в совершенно бесчеловечных обстоятельствах.

Еще одна громкая экранизация — «В дороге» по одноименному роману знаменитого американского писателя-битника 1960-х Джека Керуака. Взялся за столь сложный проект бразилец Вальтер Саллес, известный по «Дневникам мотоциклиста» (о молодости Че Гевары) и «Центральному вокзалу» («Золотой глобус», «Золотой медведь» Берлинале, две номинации на «Оскар»). «В дороге» обещает быть серьезным претендентом на каннскую «Пальму», ведь играют здесь Кирстен Данст, Вигго Мортенсен, Стив Бушеми и Сэм Райли, а в качестве продюсера выступил Фрэнсис Форд Коппола.

Рассказы канадского писателя Крейга Дэвидса составили основу сценария французского триллера «Ржавчина и кость». Режиссер, Жак Одиар, в 2009-м получил в Каннах Гран-при за «Пророка». В одной из сцен дрессированная касатка откусывает ногу у дрессировщицы в исполнении Марион Котийяр.

В «Космополисе» канадский провокатор Дэвид Кроненберг экранизирует одноименный роман Дона Делило. Здесь Роберт Паттинсон играет миллионера, который бесконечно долго едет по Нью-Йорку в своем лимузине в парикмахерскую, по дороге теряя все свое состояние, семью и чувство реальности как таковой.

Пьесу «Эвридика», парадоксальную интерпретацию мифа об Орфее и Эвридике, принадлежащую перу выдающегося французского драматурга Жана Ануя, экранизировал 89-летний классик Ален Рене. Режиссерская версия называется «Вы еще ничего не видели». Кроме любимых актеров Рене — Сабин Азема и Пьера Ардитти, здесь также участвуют Мишель Пикколи и Матье Амальрик.

Рене вошел в историю кино в 1959 году гениальным дебютом «Хиросима, любовь моя». Главную женскую роль там исполнила Эмманюэль Рива. Ныне 84-летняя актриса после долгих лет полузабвения вновь играет в фильме о любви (он так и называется — «Amour»), однако у режиссера намного более жесткого — Михаэля Ханеке. Ханеке умеет удивлять и даже шокировать привычные ко всему Канны. В 1997 году его полные насилия «Забавные игры» произвели форменный скандал, в 2001 «Пианистка» получила Гран-при, а исполнительница главной роли Изабель Юппер — приз как лучшая актриса; наконец, в 2009-м австрийский мизантроп поднялся на вершину: исторической драме «Белая лента» досталась «Золотая пальмовая ветвь». В «Amour», как и в других фильмах Ханеке, создается невыносимая для персонажей ситуация: супружеская пара очень старых людей живет уединенно, и вдруг с женой случается инсульт, ее разбивает паралич. Рива играет парализованную учительницу музыки Анну, мужа Анны Жоржа — легендарный Жан-Луи Трентиньян (ставший звездой благодаря «Мужчине и женщине» Роже Вадима). Наконец, роль дочери Анны и Жоржа досталась вышеупомянутой Изабель Юппер.

Еще один каннский лауреат, классик британского социального кино Кен Лоуч («Пальма» 2006 года за «Ветер, который колышет вереск»), выступил с «Долей ангелов». Сюжет вращается вокруг судьбы молодого шотландского разгильдяя, который чудом избежал длительного тюремного заключения и одновременно стал отцом. Он решает изменить жизнь, в связи с чем возникает масса комических ситуаций. Фильм снят в Глазго с непрофессиональными актерами.

Резонанс может вызвать «Реалити-шоу» (Reality) — новая работа итальянца Маттео Гарроне. Гарроне прославился после того, как его фильм о неаполитанской мафии «Гоморра» получил в Каннах в 2008 году Гран-при жюри. На сей раз режиссер разворошил еще один муравейник: «Реалити-шоу» — недобрая сатира на нравы современного телевидения.

Есть в конкурсе и другие лауреаты, не только Канн: румын Кристиан Мунджу («золото» в 2007 году за «4 месяца, 3 недели и 2 дня») с драмой «По ту сторону холмов»; иранский классик Аббас Кьяростами привез продолжение позапрошлогодней картины «Копия верна» (приз Жюльет Бинош как лучшей актрисе) под названием «Финал»; награжденный Гран-при в Венеции в 2001 году австриец Ульрих Зайдль покажет «Рай: Любовь»; у обладателя приза программы «Особый взгляд» корейца Хон Сан Су в фильме «В другой стране» Изабель Юппер сыграет сразу трех женщин. Впрочем, Канны непредсказуемы, и практически все участники конкурса имеют равные шансы на победу независимо от авторитета и уровня заслуг.

Фестиваль завершится 27 мая. Фильмом закрытия станет «Тереза Дескейру» французского режиссера Клода Миллера, скончавшегося в начале апреля. Главную роль в картине, которая также является экранизацией (романа Франсуа Мориака), исполнила Одри Тоту.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments