orangegnedich (orangegnedich) wrote in kinoclub,
orangegnedich
orangegnedich
kinoclub

«Отморозки» (Neds) (2010)

Глазго, 1972. Джон МакГилл — рыжий отличник, слишком строптивый, чтобы стать учительским любимчиком. Репутации мешает старший брат, перекати-поле и местный уличный авторитет, вылетевший из школы, но оставивший о себе здесь дурную память. Дома — отец, тиран и алкоголик. На 40-ой минут к Джону попадает нож, чуть позже он уйдёт из дома, вылетит из школы и будет избит сошедшим с креста Иисусом.

Третья, после очень смешных и горьких «Сирот» и злых и горьких «Сестёр Магдалены», режиссёрская работа великого шотландского левака Питера Муллана. «Отморозки» — личный проект, основанный на фактах из биографии его создателя: в школьные годы Муллан сам был в рядах уличной банды, а отец его действительно был тираном и алкоголиком. Фильм выстроен как основательное, полное непробиваемых аргументов, исследование о том, что может вырасти в очень вредной для жизни среде и что вырастает. Какой-нибудь условный скандинав или американский «независимый» делал бы «Отморозков» дрожащей камерой и с холодной отстранённостью. Муллан материал даже не пропускает через себя, а выпускает ИЗ себя, не забывая, впрочем, о восприятии своего высказывания: у картины красивый густой тёмно-зелёный цвет, выстроенный свет, непрофессиональную шпану в кадре поддерживают сам Муллан в роли отца Джона МакГилла и замечательный «незаметный» актёр Гэри Льюис.

«Отморозки» перекликаются со «Злом» датчанина Микаэля Хафстрёма, но где-то к середине хронометража их пути расходятся. Герою «Зла» «повезло»: попав в новые условия, хулиган-протагонист был вынужден противостоять злу и выковал из себя настоящего, так сказать, человека. Пацанов из «Отморозков» всю жизнь поливают солёной водой, и единственное, что может в таких условиях вырасти, — это сухая колючка. Если разобраться, то герои, в положительном смысле слова, здесь не нужны, не нужно даже добро с кулаками. Только кулаки, желательно — герой это понимает в одной из пиковый сцен картины — с зажатыми в них ножами. Муллан не даёт Джону шанса избежать ужасов, загоняет в угол, трясёт двумя руками, чтобы потом задать важный вопрос и разглядеть в его глазах человека, настоящего.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments