y_blaz (y_blaz) wrote in kinoclub,
y_blaz
y_blaz
kinoclub

Разделитель / The Divide

В последнее время, особенно после успеха «Артиста» и творцы и критики, все чаще в унисон говорят, о том, что зритель давно уже устал от потока чернухи и насилия на экранах. Все истосковались по простым светлым чувствам, доброму юмору. Соскучились по легкому, искреннему, позитивному кино. Люди хотят видеть симпатичных, веселых героев, в теплых, жизнеутверждающих историях.
Если вы тоже так считаете, то художественный фильм «Разделитель» вам, наверное, смотреть не следует. Совсем не следует. Ничего доброго и светлого в фильме нет. Зато есть отчаяние, смерть, деградация, насилие и реки говна, которые необходимо преодолеть, чтобы получить хоть какой-нибудь  шанс выжить. В общем, есть почти все, что нужно для хорошего, постапокалипсиса.
В свое время замечательный американский писатель Кормак Маккарти, в романе «Дорога» проделал забавную штуку. Маккарти не стал утруждать себя, придумывая более или менее логичный сценарий глобальной катастрофы. Никаких очередных ядерных холокостов, астероидов, глобальных потеплений, никакой псевдонаучной ерунды. Вообще никаких объяснений. Херня случается, и все тут. Маккарти сосредоточился на главном, на людях. На людях пытающихся выжить в умирающем мире. И какая к чертям собачьим разница, почему именно этот мир умирает. Роман получил Пулитцеровскую премию.

Создатели «Разделителя», похоже, всерьез решили повторить фокус Маккарти и забили на какие либо объяснения происходящего. Нью-Йорк уничтожен ядерными взрывами. Горстка людей успевает укрыться в подвале жилого небоскреба. В подвале живет угрюмый параноик Микки, давно уже превративший подземелье в настоящий импровизированный бункер с неплохими запасами еды и воды. Так что и у Микки и у стайки перепуганных яппи, которых он невольно приютил, есть все необходимые ресурсы для выживания.
В общем, история о незнакомых, перепуганных людях, запертых в подвале, в то время как привычному миру пришел ядерный конец.
Фильм очень четко можно разделить на два акта. Начавшись, история больше всего напоминает какой-нибудь очередной, построенный на дешевой таинственности проект Джей Джей Абрамса аля «ЛОСТ». Ни кто не понимает что произошло, каждый новый ответ ставит еще больше вопросов. Ну а когда в бункер вламываются неопознанные персоны в футуристических защитных костюмах, и похищают единственного ребенка, уровень таинственности и загадочности достигает прямо таки запредельного градуса. Но! У создателей в кармане оказалась припасена здоровенная фига. История кардинально меняет курс, так и не превратившись в еще один «таинственный сай-фай» для самых маленьких. Дверь в бункер заваривают снаружи, и герои остаются окончательно отрезанными от ужасов внешнего мира, запертыми один на один с монстрами куда более опасными, чем какие-нибудь радиоактивные зомби-мутанты. Наедине друг с другом.



Историю о том, как стремительно оскотиниваются лишенные надзора люди, в условиях, когда привычные социальные институты перестали работать, новой определенно не назовешь. После хрестоматийного «Повелителя мух» Голдинга похожие сюжеты уже успели образовать что-то вроде небольшого поджанра. Один из самых ярких представителей ­­­­­­­­­­­­­­­– немецкий психологический триллер «Das Experiment».
«Разделитель» играет строго по законам жанра. С запертых друг с другом людей начинает стремительно осыпаться налет цивилизованности. Да и какая вообще может быть цивилизованность, когда дело доходит до дележки ограниченного запаса еды в замкнутом коллективе. Те, кто посильнее начинают ощущать свою власть. Те, кто послабее начинают прогибаться и стараться угодить сильным. Радиация неотвратимо просачивается в подземелье, люди неотвратимо деградируют и сходят с ума…
Деградируют, надо заметить так, что глаз не оторвать. Центральные актеры все на своих местах, из яппи в выродков превращаются очень убедительно. Особенно понравился образ веселой, любящей, молодой матери, постепенно опустившейся до уровня отупевшего похотливого животного. Персонаж получился так здорово, что когда смотрел, разве что в ладоши не хлопал. Но конечно главное украшение фильма – Майкл Бьен.
Бьен, звезда трех лучших фантастических фильмов Джеймса Кэмерона: Капрал Хикс из «Чужих», лейтенант Коффи из «Бездны», ну и главная роль его карьеры – Кайл Риз, боец с Терминаторами и героический отец  Джона Коннора. Карьера Бьена в последнее время переживала не лучшие времена. Хочется верить, что этот фильм станет для него камбэком в высшую лигу.



Понравится кино далеко не всем. Начавшийся как ядерный постапокалипсис и превратившийся в клаустрофобический триллер фильм, похож на «Повелителя мух», «Эксперимент» и «Дорогу» одновременно. Кино получилось злое, бескомпромиссное, все пропитанное духом мрачной безысходности и мизантропии. В общем если вам уже успела надоесть весна, с ее приподнятым настроением, поющими птичками и мерзкими, радостными физиономиями окружающих, советую посмотреть. 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments