desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Железная леди» / Iron Lady (Филлида Ллойд, 2011)

ТЭТЧЕР: НАЧАЛО БЕССМЕРТИЯ


Есть актрисы, для которых не помеха ни банальный сценарий, ни посредственная режиссура. Самый бросовый фильм они способны превратить в событие уже самим своим присутствием в кадре. Речь о «Железной леди» с Мерил Стрип в главной роли.

«Железная леди» (режиссер – Филлида Ллойд, сценарист – Эби Морган) - жизнеописание наиболее известного со времен Черчилля премьер-министра Великобритании, лидера партии консерваторов Маргарет Тэтчер. Для Ллойд это вторая полнометражная картина в режиссерской карьере после мюзикла «Мама Мия!» Стоит напомним, та работа – мюзикл по песням «Аббы» - снискала успех опять же благодаря участию Стрип, игравшей роль выросшей, но не повзрослевшей хиппи с явным удовольствием.

Впрочем, в «Мама Мия!» некоторым подспорьем были песни «Аббы». А «Железная леди» посвящена в основном одинокой старости Тэтчер, ведущей разговоры с призраком давно умершего мужа Дэниса Тэтчера. Снято по очень традиционным лекалам кинобиографии. Так, воспоминания показаны в виде флэшбеков: детство, Вторая мировая, бомбежки, родители, первая встреча с мужем, начало, расцвет и закат политической карьеры, уход на пенсию. Атмосфера эпохи очень предсказуемо передана через хронику, а в тех сценах, где недостает архивов, в ход идет лобовая постановка-реконструкция, которую обычно называют оживляжем. Одним словом, ничего выдающегося.

Прекрасное исключение из ряда штампов – конечно, Стрип: судя по всему, сыграть столь чуждого ей человека, как Тэтчер, было для нее в некотором роде вызовом. Как следствие, с заданием очеловечивания «железной леди» актриса справилась гораздо лучше режиссера. В минуты триумфа, в конфликте, в бою, в горе, в забвении – Тэтчер-Стрип убедительна, поскольку реагирует по-разному, соответственно правде характера, что отражается в мельчайших нюансах жеста, интонаций, мимики. По большей части исторических деятелей в кино показывают в одних и тех же, раз и навсегда застывших амплуа – суровы в борьбе, беззащитны дома. Сила таланта Стрип в том, что она сумела заполнить пространство между этими изношенными крайностями таким богатством полутонов, что теперь фотографии реальной Тэтчер, похоже, будут восприниматься как кадры, не вошедшие в фильм. «Оскар» за лучшую женскую роль присужден вполне заслуженно. Кстати, столь же верным было решение Киноакадемии присудить статуэтку за лучший грим команде гримеров актрисы: Рой Хеланд и Марк Кулье сумели состарить Стрип на много лет, с безукоризненной точностью превратив ее в нынешнюю Тэтчер.

Сама актриса рассказала о своей новой роли так:
— Думаю, я всегда играю одного и того же человека. Нахожу в персонаже общие черты с собой. Я вам не признаюсь, какие качества Маргарет Тэтчер присущи мне. И Джим (Джим Броудбент сыграл мужа Тэтчер — ДД) не скажет. Как и никто из моих коллег. Но, вы знаете, даже невзирая на то, что внешне мы не похожи, происходим из разных стран и культур, в действительности у нас намного больше общего, чем мы признаем. У нас у всех больше общего с Маргарет Тэтчер, чем мы признаем. Мне было интересно найти эти общие ноты. Выяснять такие вещи — работа моей жизни.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments