Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Categories:

Плоть и кровь // Flesh & Blood

Честно говоря, этот фильм меня серьезно озадачил. Несколько дней бродила, вспоминая лицо Дженнифер Джейсон Ли. Это, наверное, одна из самых циничных картин про средние века из просмотренных мной, которая то делает шаг в сторону почти монтипайтоновской комедии, то жестока и серьезна. Она то заставляет смеяться, то бьет наотмашь, пуская кровь. Словно хозяин, обращающийся с рабом то так, то эдак. Если вы хотите увидеть, что в действительности произошло бы с маленьким ангелочком, захваченным в плен наемниками, то вам именно сюда. Верховен развенчает все ваши мифы о романтических историях, не скатившись в прямую противоположность и чернуху, а в равных долях мешая кровь, грязь и усмешку.


Дж.Дж Ли неоднозначностью привлекла в "Экзистенции", но здесь двусмысленность, двуличие, в котором она превосходно обитает, проявляется даже сильнее. Ты чувствуешь, что тебя обманывают. Это звучит в изгибе слабо улыбающихся губ, но в чем именно - догадаться не можешь, а потому следишь, кружишь. Ее загадку не ухватить и не поместить в банку, как бабочку. Она не схватит меч и не станет героиней, потому что всего лишь слабая женщина, но при этом у нее есть власть. Та самая власть женщины над мужчиной, про которую столько говорится, но которую редко можно увидеть, ощутить без надсадных комментариев. Я ни разу не видела ни у одной актрисы такого взгляда. Она девственница, но при этом уже развратна, пуглива - и в то же время чертовски хитра. Настоящая погибель. (смерть дьяволице Аллегре Геллер!)

Картина проста. Замки населяют непросвещенные люди, чернь и бестолочь, вокруг каменные стены, чахлые пустоши и грязные, как канализационная труба, улочки. Группа наемников, скованная из тупых, грубых вояк и их шлюх, точно не удивит своими познаниями, все делается с помощью силы - прав тот, кто умеет владеть мечом, а остальные либо гниют на виселицах, либо служат развлечением для сильных. Один из феодалов обещает оставить на разграбление свой город в течение 24 часов ("можете делать, что хотите"), если наемники захватят его, но оказавшись внутри, нарушает свое обещание, отбирает трофеи и вышвыривает их вон. Мартин (Рутгер Хауэр) и его сотоварищи, среди которых беременная шлюха, обезумевший грязный святоша и разная гопота, оказываются без гроша и под дождем и решают отомстить феодалу. У злодея есть сын, который презирает насилие. Его увлекает наука, но именно его невеста по чистой случайности попадает в плен к безжалостной и беспринципной банде.

Видеть, как "неплохой мальчик" в мгновение отбрасывает избыточное милосердие из-за девушки, встреченной первый раз в жизни, - это впечатляет. Насилие. Без смакования, а просто потому, что так происходит. И эта простота как раз и шокирует. Вся глубина происходящего ударила меня уже в конце картины, когда я смотрела на закованного в собачий ошейник ученого и слышала легкомысленные слова Агнес: "Зачем решать? Победитель забирает все". Этот противоественный треугольник, в который вошла молоденькая девица-аристократка, изнасиловавший ее наемник и целеустремленный парень, захватывает со всеми потрохами. "Плоть и кровь" не из тех фильмов, в которых легко можно отделить одно от другого, все компоненты неотделимы. Каков антураж, какова чума, как хохмы над непросвещенностью складываются в ужасающую картину, над которой уже не смеешься! Это шедевральная картина. Без попыток морализаторства или стараний напугать Верховен заставляет чувствовать то же, что чувствуют герои. Даже если ты совсем этого не хочешь.

Здесь нет идеализаций, простых и привычных решений. Его "ангелочек" не лишен множества слабостей, страха, заставляющего лгать. Его ученый способен воспользоваться чужой привязанностью, чтобы достичь нужного. Его наемник, пусть и затянутый сетями этой женской слабости и дерзости, не пойдет против своих людей. Его смешной "кардинал", извлекающей из грязной лужи статую святого Мартина, легко может заколоть своего, если тот недостаточно верит. Грязь здесь грязна, а тухлое мясо выглядит как тухлое мясо. Не как картинка и не как гламурная "чернота". А так, как есть. Происходящее одновременно забавно (например, поцелуй под виселицей), схематично, отдает черным юмором - и в то же время далеко выходит за границы какой-нибудь удалой пародии. Это настоящая драма.


И поэтому "Плоть и кровь" - ше - вр.

Кросспост в ru_kino
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments