desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Кориолан» / Coriolanus (Рэйф Файнс, 2011)

ТЯЖЕЛОВООРУЖЕННЫЙ ШЕКСПИР



Шекспир – вечный и неисчерпаемый источник сюжетов и для театра, и для кинематографа. Увы, до нас экранизации его великих пьес доходят медленно и нечасто: так, киноверсия трагедии «Кориолан» появилась в украинском прокате только сейчас, ровно через год после премьеры на Берлинском фестивале. Фильм среди прочего интересен тем, что это режиссерский дебют Рэйфа Файнса, одного из лучших британских театральных и киноактеров.

«Кориолан» - трагедия, основанная на античных жизнеописаниях полулегендарного римского вождя времён Республики Гнея Марция Кориолана. Основными источниками послужили труды Плутарха и Тит Ливия.

Файнс подобрал сильный актерский состав — так, мать Кориолана играет легендарная Ванесса Редгрейв, а роль его антагониста, полководца вольсков Тулла Авфидия, исполняет Джерард Батлер.

Хотя на фоне других шекспировских пьес «Кориолан» отличается детальнейшей разработкой сценических ремарок, Файнс перенес действие в наши дни. Рим превращен в переживающее тяжелый экономический и политический кризис европейское государство, а народ вольсков, с которыми Рим ведет войну – в повстанцев на некой непокорной территории; соответственно, вместо мечей главные герои "Кориолана" сжимают в руках автоматы. Кориолан-Файнс – это влиятельный римский генерал, склонный к жесткости и авторитаризму в правлении.

Осовремененивание пьес Шекспира, особенно на экране – дело не новое и само по себе сложилось в традицию. Понятно, что чаще всего за этим стоит стремление режиссера сделать классический текст более доходчивым для зрителя, однако важнее то, какое послание вкладывает постановщик в свою версию.

Трагедия «Кориолан» - это в некотором роде отражение написанного в тот же период (1606-1608 гг.) «Макбета». Впрочем, Макбета разъедает изнутри и превращает в чудовище жажда власти, а Кориолан руководствуется выходящими за рамки здравого смысла понятиями чести, что для человека его уровня также становится вопросом власти. Файнс пошел более простым путем, сосредоточившись на ужасе войны как таковой. Поля воинской доблести – это кровь и грязь, очень много крови. Файнс максимально дегероизирует Кориолана, смерть которого, в отличие от пьесы, также малопочтенна – обычная поножовщина и тело, брошенное как туша в кузов грузовика. Да, в оригинальной трагедии нет полутонов, но Файнс превращает ее в конфликт плохого с еще худшим. Практически все характеры бледны и схематичны, непроницаемый пафос выглядит местами смешно, действие – при всех попытках превратить историю чуть ли не в боевик – очень вялое. По сути, Файнс не справился с текстом, получив на выходе вместо трагедии – мрачный шарж.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments