desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Берлинале-62, 16-17 февраля. Определился фильм, который получит один из главных призов.

Итак, в четверг 16-го все-таки произошло то, ради чего обычно и ездишь на фестивали, бегаешь по сеансам, высиживаешь часами в залам, пересматривая километры претенциозного отстоя. В конкурсе был показан по-настоящему хороший фильм.


"Всего лишь ветер" (Csak a szél) - совместное производство Венгрии, Франции и Германии. Режиссер - Бенедек (Бенс) Флигауф (Benedek (Bence) Fliegauf) уже получил "Золотого леопарда" в Локарно в 2007 году за "Млечный путь", а также спецпризы разного рода на других фестивалях, в том числе и на Берлинале.

Во "Всего лишь ветер" временной фон очень конкретный: это современная Венгрия, если быть точным, лето 2008 или 2009 года - именно тогда, с июня 2008 по август 2009 в Венгрии произошла серия нападений на цыганские семьи. Нападавшие использовали огнестрельное оружие и коктейли Молотова. 6 человек были убиты, трое тяжело ранены, сожжены несколько домов. В 2010 году полиция задержала 4 подозреваемых. Следствие до сих пор продолжается; однако Флигауф, обрисовав ситуацию несколькими титрами вначале, ограничивается одним днем из жизни семьи рома. Живут в доме где-то в лесу, мать-одиночка работает на двух работах, немощный дед лежит дома, дочь ходит в школу и делает татуировки подружкам-готам, сын-подросток шалопайничает. Обычная семья, рутина от первой до практически последней минуты. Но на таком совершенно будничном материале Флигауф выстраивает колоссальное напряжение, умело удерживая и нагнетая ритм, четко прописывая драматургию в каждой сцене и в каждом кадре.
Органичность актеров выше всяких похвал, но, повторюсь, в первую очередь режиссуру иначе как мастерской не назовешь. Музыка вставлена очень скупо, почти сливается с фоном - то как будто кто-то очень далеко настраивает пианино, то тягучий, низкий минимализм проходит через эпизоды зловещим акустическим пунктиром. Все на месте и в меру, но страшно так, что просто влипаешь в кресло. Споры вызвал разве что финал , в котором есть, кажется, излишняя сцена. Но тут редкий случай, когда даже "размазанность" развязки не портит общего впечатления - поскольку все увиденное перед этим просто сражает наповал.
Нельзя здесь не вспомнить, что на пресс-конференции съемочной группы произошел один показательный инцидент. Журналисты, прийдя в зал, обнаружили на каждом стуле пресс-релиз на английском и немецком языках, изданный министерством юстиции Венгрии, в котором излагались коллизии дела 2008-2009 годов, бодро рапортовалось об усилиях, предпринимаемых правительством в борьбе с расистскими преступлениями и об успехах в социализации рома, а в середине релиза - судя по всему, именно ради этого он и писался - давался перечень преступлений ненависти в других странах Европы, куда сваливались в кучу и Брейвик, и инциденты в Германии и в Словакии. Интересно то, что участники пресс-конференции об этой бумажке не знали ни сном, ни духом. Ай да молодцы венгерские чиновники, конечно, но нельзя же так топорно работать. Бюрократы обожают умывать руки, а, учитывая, какое ныне правительство в Венгрии, и какая поддержка у неприличной партейки "Йоббик", сей релиз выглядел хрестоматийной попыткой сделать хорошую мину при очень плохой игре.

Подытоживая: уверен, что фильму Флигауфа с очень большой (практически стопроцентной) вероятностью дадут из главных призов - ибо в нем сочетается и совершенство эстетической формы, и, что на Берлинале очень ценится, мощное этическое послание - вопрос только, какой именно приз: Альфреда Бауэра за инновации в киноискусстве, "Медведя" за режиссуру, Гран-при жюри или - опять же с большой вероятностью - "Золотого медведя" как лучшему фильму.
Одним словом, наконец-то могу расслабиться - хоть один хороший фильм посмотрел. Мучали нас подлецы-организаторы целую неделю!


После такого впечатления драма немецкого - не последнего в стране, кстати - режиссера Маттиаса Гласнера "Милосердие" выглядела бледным недоразумением. Семейство немцев приезжает в северную Норвегию, чтобы как-то восстановить практически утраченное согласие, но жена сбивает на дороге местную девушку и они вместе с мужем большую часть фильма мучаются угрызениями совести, а потом все-таки сознаются. Снято красиво, актеры стараются, но драматургия провальная, особенно в финале - донельзя пересахаренном, а, главное, совершенно неправдоподобном.

В качестве экзотики поздним вечером 16-го попытался посмотреть два дальневосточных фильма: вьетнамский "Потерявшийся в рае" (Ву Нгос Дан, параллельный конкурс "Панорама") и китайский "Летающие мечи Врат дракона" (Цуй Харк, вне конкурса, к счастью). "Потерявшийся в рае" - фильм про бестолкового парня и гомосексуалистов, "Врата" сами догадайтесь про что. С "Рая" я ушел, потому что было такое впечатление. что смотришь замусоленную советскую мелодраму (разве что геи есть), с "Мечей" - потому что китайские ряженые войнушки в 3D (особенно с участием Джета Ли) уже до печенок достали и не смотрятся уже даже как комедии.

Сегодня - последний конкурсный день, соответственно, показали последний фильм конкурса - "Военную ведьму" (режиссер - Ким Нгуен, Канада).

особых надежд я на эту картину не возлагал - это сюжет о девушке-подростке в охваченной гражданской войной африканской стране. 12-летнюю Комону забирают их деревни поставнцы и заставляют воевать за них. Ассоциации сразу такие: еще одно пафосное кино об ужасах Африки. Да ужасы там есть, и Африка самая реальная - снималось все в Конго, с непрофессиональными актерами; но фильм получился отнюдь не спекулятивный, точный в деталях, с правдой характеров, с уместными комическими эпизодами, и, главное, с прекрасной Рашель Мванза в роли Комоны. Таким образом, для меня определился еще один ыаворит: это невероятно одаренной артистически девушке должны дать "Медведя" за лучшую женскую роль.
Вот так. Ждал до самого конца, чтобы наконец увидеть два нормальных фильма - из 18.
Впрочем, это отнюдь не худший результат.
На сегодня остался еще внеконкурсный показ экранизации "Милого друга" Ги де Мопассана с Умой Турман в одной из ролей, но фестиваль фактически завершен. Призы раздадут завтра. О результатах постараюсь сообщить как можно скорее.

До связи!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments