desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Берлинский кинофестиваль, 14-15 февраля: триумф Стрип и странности конкурса

Берлинский кинофестиваль, 14-15 февраля: триумф Стрип и странности конкурса
«Сложнее всего всегда быть новой» - так ответила Мэрил Стрип на мой вопрос о наибольшем вызове актерской профессии.



Приезд великой актрисы для получения почетного «Золотого медведя» и для представления фильма «Железная леди», где Стрип сыграла Маргарет Тэтчер, стал на сегодня центральным событием фестиваля.
«Железная леди» (режиссер – Филлида Ллойд) - это кинобиография наиболее известного со времен Черчилля премьер-министра Великобритании, снятая очень традиционно. Ллойд (для которой этто вторая картина с участием Стрип после мюзикла «Мама Мия!») показывает в основном одинокую старость Тэтчер, ведущей разговоры с призраком давно умершего мужа. Воспоминания показаны в виде флэшбеков: детство, родители, первая встреча с мужем, начало, расцвет и закат политической карьеры. Атмосфера эпохи очень предсказуемо передана через хронику, где недостает архивов – в ход идет постановочный оживляж. Одним словом, ничего выдающегося,– кроме Стрип: с заданием очеловечивания Тэтчер она справляется гораздо лучше режиссера. Актриса настолько вжилась в роль «железной леди», что теперь фотографии реальной Тэтчер, похоже, будут восприниматься как кадры, не вошедшие в фильм.
Две достаточно заметные премьеры прошли и в основном конкурсе Берлинале, однако участие "Машины Джейн Мейнсфилд" (режиссер - Билл Боб Торнтон) и "Жутко громко и запредельно близко" (британец Стивен Долдри по бестселлеру Джонатана Сафрана Фоера) в гонке за «Золотыми медведями» вызывает некоторые вопросы. Оба фильмы - типичный мейнстрим, средняя голливудская продукция.



Украинских, и, шире, постсоветских наблюдателей "Машина Джейн Менсфилд" заинтересовала как американский дебют Александра Роднянского в качестве кинопродюсера. Роднянский начинал в Украине как подающий надежды документалист, позднее состоялся как медиамагнат. Торнтон более известен как актер, режиссер же он, по сути, начинающий, очевидно, поэтому постарался выбрать беспроигрышный сюжет: Алабама, конец 1960-х, демонстрации против войны во Вьетнаме, ЛСД, марихуана, традиционное южное семейство, в котором все мужчины или воевали, или готовятся воевать (Торнтон, например, играет роль обгоревшего на Второй мировой летчика, этакого ветерана с причудами). Нельзя сказать, впрочем, что материал ему помог: получился слишком нехитрый фильм, с прямолинейным юмором и так себе сыгранными ролями. А вот Роднянский из этой истории может выйти победителем – стремление Александра Ефимовича понравиться всем было заметно даже в такой мелочи, как русскозычный перевод – «Машина…» оказалась в этом роде единственной среди конкурсных фильмов. Кроме того, американцы любят кино о семейных ценностях, о фамильных скелетах в шкафу, о 1960-х, а тут еще ко всему и сдержанный милитаристский пафос. Хотя все герои, от черствого отца до хиппующего сына, побывавшего во Вьетнаме, говорят о пережитых на войне ужасах, мораль картины все равно считывается без излишних опосредований: воевать трудно, но почетно, вояк ждет дома любящая семья и им достанутся лучшие женщины. Привлеченные именами Торнтона, Родерта Дювалля, Джона Херта, зрители заполняли зал, смеялись и аплодировали в нужных авторам фильма местах. В свою очередь, в фестивальных номерах международных киножурналов Variety и Screen Роднянскому (не Торнтону!) были посвящены объемистые статьи. Повторюсь, участие фильма в конкурсе фестивального кино кажется весьма сомнительным, но с таким массивным пиаром у земляка есть все шансы состояться в голливудской киноиндустрии.




С "Жутко громко и запредельно близко" - еще большая беда, ведь и книга неплоха, и Долдри в свое время убедительно дебютировал "Билли Эллиотом", снял хорошие фильмы «Часы» с Николь Кидман, Джулианной Мур и той же Мэрил Стрип и «Чтец» с Ральфом Файнсом. Возможно, над режиссером довлела ответственность за экранизацию или вышеописанное желание покорить американский рынок, но пересказ истории о странном мальчишке – исследователе жизни в Нью-Йорке – вылился в такую приземленную, заштампованную мелодраму, что вся поэзия романа пропала втуне.




Впрочем, ситуация с кино, пртендеюущим быть авторским, не легче. Вчерашний фильм «Табу» португальца Мигеля Гомеша – это яркий пример того, что кинокритикам не следует давать снимать кино категорически, а если возникают у колеги режиссерские позывы, то его надо судить товарищеским судом. Вот снял Гомеш такое выспренное кинокритическое кино. Весь сюжет докладывает закадровый голос. Актеры вообще ничего не говорят. И сюжета тоже нет как такового. По замыслу это - оммаж Мурнау, но Мурнау там и не ночевал – и все тут тебе черно-белая картинка, титры, слегка отмороженные актеры, и почти два часа хронометража – а скучно так, что скулы сводит.
А сегодня с утра я вообще ничего не понял, потому что «Открытки из зоопарка» (режиссер – Эдвин, Индонезия) - это без всякой иронии детское кино, и показывать его надо на фестивале детских фильмов – короче, в данном случае, как говорили в моем детстве, отборщики явно прогнали беса.

Из атмосферы: на пресс-конференции один чешский журналист сумел пробраться на сцену, подарить Стрип букет цветов и поцеловать. Следом за ним на сцену полез другой чех – тоже целоваться, но Стрип его прогнала. Русские журналисты подарили Стрип матрешку, внутри которой была еще матрешка со Стрип в роли Тэтчер, а внутри Тэтчер была Стрип из «Дьявол носит Прада».

Сегодня у меня и у коллег такое испытание, как трехчасовый китайский эпический фильм «Равнина белого оленя»; вечером предвкушаю «Завтра» - фильм Грязева о группе «Война»; завтра уповаем на «Милосердие» одного из лучших немецких режиссеров Матиаса Гласнера,
Интервью с Мэрил Стрип надеюсь опубликовать в течении пары недель.
До связи!

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments