Николай Горбунов (gorba) wrote in kinoclub,
Николай Горбунов
gorba
kinoclub

Category:
  • Mood:

«The Final Fantasy: The Spirits Within». Мышеловка на меху

«Разницы нет никакой между правдой и ложью –
Если, конечно, и ту, и другую раздеть.» (с) Высоцкий


Сколько людей попадались в эту ловушку, пытаясь донести до массового сознания толковые мысли в адаптированном виде. И проваливались с треском, потому что стоит завернуть хорошую идею в слишком розовый для нее фантик, как спрос-то на нее, конечно, резко возрастает, только вот процент желающих (да и способных) развернуть этот фантик приближается к нулю. С таким же успехом – и, кстати, с гораздо меньшими затратами – можно было бы продвигать пустой фантик.

Мировой кинематограф сидит в этой мышеловке давно и прочно. Многие кинематографисты, правда, быстро осознали, что выгоднее продавать пустые фантики; достаточно посмотреть хотя бы репертуары кинотеатров, чтобы понять, что наличие Замысла в картине критерием ее массового успеха не является. Тем загадочнее выглядят на этом фоне попытки маньяков типа Найта Шьямалана ставить Замысел в основу коммерческого кино. Вообще, ИМХО, любая попытка сделать из идейного фильма кассовый есть грубейшая ошибка позиционирования, поскольку продукт предназначен для одной аудитории, а коммуникации работают на совсем другую. В результате и кассового фильма не получается, и идея теряется за многочисленными рюшечками и бантиками. Взять хотя бы те же «Знаки»: их ведь показывали к престижных кинотеатрах как фантастику! Стоит ли удивляться, что пришедшие вечерком в киношку реальные пацаны и блондинки в розовом, выходя из зала, плевались и требовали вернуть им деньги?

«Последняя фантазия» - типичный представитель идейного фильма, похороненного под развалинами собственной кассовости. Экшена – кстати, действительно красивого экшена! – там настолько много, что мозг включается только примерно через полчаса после просмотра, и то далеко не у всех. При этом на «чистый» экшен фильм явно «не тянет», да и слава богу – ИМХО, к поиску подвоха часто подталкивает именно ощущение, что «что-то не то». (Невольно вспоминается «Затоiчи» Такеши Китано.)

Вообще японцы бьют тревогу неспроста. Человечество с самого своего рождения только и делает, что изобретает велосипед, хотя все, как известно, уже украдено до нас. 20 век был веком промышленной революции; в результате человек в неуклюжих попытках уподобиться птице изобрел самолет (какой бишь у него там КПД?). 21 век уже окрестили веком информационной революции, и теперь человек в не менее неуклюжих попытках повторить уже существующее единое информационное поле планеты плетет глобальные компьютерные сети. И что, спрашивается, дальше? «Терминатор-3» и «Крикуны»?..

В «Последней фантазии» четко и ясно описывается Жопа, в которую приводит человека отказ от духовного развития в пользу сугубо техногенного. Только вот видно эту Жопу плоховато за спинами крутых парней в высокотехнологичных доспехах, палящих по разъяренным призракам из энергетического оружия. А ведь, как говорил покойный Малкольм Кроу (см. «Шестое чувство»), призраков надо выслушать – может, им просто надо помочь. Черт его знает, как повернулся бы сюжет «Шестого чувства», окажись у малютки Коула под кроватью BFG-9000.

Есть, правда, одна вещь, которая меня настораживает – уж больно технологичен предложенный авторами фильма путь совершенствования духовности. Сейчас уже кажется несомненным, что духовность связана с биоэнергетикой, но использовать биотехнологии для выведения энергетически/духовно «правильных» существ – по-моему, это перебор. Как-то терзают меня сомнения по поводу «правильности» такого симбиоза, уж очень он похож на очередной релиз техногенной ловушки для мудаков.

Впрочем, это уже совсем-совсем другая история. А что до фильма, то фильм прекрасен. Как замыслом, так и работой аниматоров. Смотреть обязательно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments