desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Берлинале-62. 10-11 февраля.


Так получилось, что первые два фильма, которые я посмотрел здесь, были о проблемных девушках. Точнее сказать, в первом - "Возвращаясь домой" - A moi seule (реж. Фредерик Видо, Франция - основной конкурс) - героиня оказывается в более чем затруднительном положении, во втором - "Кукольный дом" (Dollhouse, Кирстен Шеридан, Ирландия - параллельный конкурс "Панорама") беспутная малолетка создает проблемы и себе, и другим. И обе истории на удивление много обещают вначале и разваливаются ближе к финалу.


Героиню "Возвращаясь домой" похищает еще в детстве суровый лицом незнакомец (Реда Катеб может быть известен читателю по нашумевшему "Пророку") с непонятной целью: как объект сексуальных утех она ему не нужна, он покупает ей все необходимое, учит читать и писать, подбирает ей очки, вообще относится трепетно, но домой не отпускает до совершеннолетия; а потом ни с того, ни с сего открывает двери и молча смотрит, как она убегает. 

То есть, заявлено столкновение двух мотивов: жизнь у Винсента и адаптация  к свободе (которая также проходит под строгим контролем взрослых). Режиссер перегибает с сентиментальностью и оставляет целый ряд характеров недостроенными. Главное, мотивации Винсента так и остаются неясными, без чего весь его образ (а вместе с ним и сюжет) - при безусловном таланте Катеба - становится плоским и неубедительным. У похитителей должны быть веские причины для проявление показанного милосердия: если Винсенте нужна была дочь, то к чему тогда недвусмысленно заявленная в середине фильма эротическая линия, если же он растил для себя секс-рабыню, то никогда бы не отпустил. Более-менее убедительна только Агата Бонитцер в главной роли - но это все.
 Кирстен Шеридан любит снимать о трудной молодежи: ее нашумевший дебют "Дискосвиньи" - как раз о паре несовершеннолетних влюбленных-хулиганов (первая большая роль ныне знаменитого Силлиана Мерфи). В "Кукольном доме" компания оторванных подростков вламывается в богатый дом, каковой оказывается домом родителей одной из девиц. Снято, как всегда у Шеридан, ярко и шумно, много музыки и умопомрачительно гримасничающих молодых актеров. Уже в середине так все смешивается, что трудно понять что к чему, а финал настолько мелодраматичен, что как-то даже неудобно.
Сегодняшнее утро также началось с конкурсного фильма,подкупающего замыслом и разочаровывающего воплощением. "Цезарь должен умереть" братьев Тавиани (патриархи неореализма, получали в свое время призы в том же Берлине, в Каннах и в Венеции) - о заключенных итальянской тюрьмы сурового режима, ставящих трагедию Шекспира "Юлий Цезарь". Целая галерея сильных характеров, полный спектр актерского мастерства, но режиссура настолько заскорузлая, построенная на таких штампах, что даже шекспировский текст не спасает.

Та же беда с фильмом "Панорамы" Indignados (можно приблизительно перевести как "Возмущённые"). Режиссер - Тони Гатлиф - в представлениях не нуждается: один из самых интересных французских постановщиков и наиболее известный в мире кинематографист народа рома. Гатлиф начинает показывать социальное кино о жизни нелегальных иммигрантов, потом вдруг перескакивает на события "арабской весны" (революция в Тунисе). Снято, как всегда у этого режиссера, ярко, музыкально, с запоминающимися типажами ивниманием к деталям, но при этом визуальные приемы до обидного банальны: вот пустая жестянка из-под пива катится по мостовой, а вот уже и апельсины катятся вниз по улице, символизируя людской поток, а вот героиня пьет апельсиновый сок опять из жестянки и в рапиде сминает ее, а для тех, кто еще не понял - титры - о возмущении, бедном народе и т. д. Выходит агитка, снятая средствами большого кино.

Впрочем, любой крупный фестиваль так устроен, что иногда приобретаешь там, где и не гадал. Вторая конкурсная картина дня - "Барбара" Кристиана Петзольда (Германия). Добротная драма выбора о женщине-докторе средних лет, живущей в ГДР, попавшей в опалу у коммунистических властей и влюбленной в западного немца. Столичная доктор Барбара (Нина Хосс) живет в маленьком городке в ссылке, работает в местной небогатой больнице, отвергает ухаживания интеллигентного, также сосланного главврача и готовится к побегу на Запад. Снято немногословно, просто, точно, держит до конца, Хосс хороша. Конец - что на фестивале уже не новость - весьма предсказуем, но в целом получился достойный фильм, с большой долей вероятности, что-то получит - например, за сценарий.

Итак, пока что без озарений и шедевров. Сейчас пойду на 18.00 смотреть спецпоказ "Марли" - двухчасовую американо-британскую документалку о Бобе Марли режиссуры Кевина Макдональда, в 2006 году снявшего очень достойного "Последнего короля Шотландии". Надеюсь, хоть там будет что-то из ряда вон - фильм, правда, вне конкурса.

А самое сильное впетчаление у меня, друзья, от вчерашнего спектакля "Ткачи" Михаэля Тальхаймера в Немецком театре. Но это уже немецкий театр, а не немецкое кино, и к Берлинале, увы, ни малейшего отношеия не имеет.
До связи! 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment