Tushan Slonickoff (tushan) wrote in kinoclub,
Tushan Slonickoff
tushan
kinoclub

Categories:

Шапито-шоу: Любовь и дружба / Уважение и сотрудничество (2011)

Калорийный фильм про людей

Иногда бывает ощущение, что в фильм, как в булку, положили слишком мало изюма. Смотришь, смотришь, попадается кое-где и забавный диалог, и симпатичный персонаж, но в основном фильм ни о чём, сухой и пресный.

Image Hosted by ImageShack.us

Ну так вот: если кто-то из вас в детстве мечтал, чтобы в булка «Калорийная» состояла из изюма целиком, «Шапито-шоу» приближается к этой мечте вплотную. Приключения глухонемого пекаря, отмывание Майкла Джексона Мойдодыром, пионерский отряд на экстази, Мамонов валит из трёхлинейки кабана, проблемы пола в Симеизе — и все это напрочь лишено табельного пафоса.



Image Hosted by ImageShack.us

Безусловно, всяких странностей тут хватает. К примеру, фантазия в стиле «Грязного Гарри», когда Мамонов героически валит из пистолета банду прыгучих гопников в шапках-петушках. Музыкальные номера вызывают приятные воспоминания о других фантасмагориях, вроде «Такешиз» — хотя в данном случае они являются не более сложным приемом, чем обычный внутренний монолог; то есть просто выражают внутреннее состояние героя.



Но неожиданностью становится именно тот факт, что чудной «Шапито-шоу» — фильм про нормальных людей, и про нормальные жизненные ситуации. Такие, например, как трудная любовь между наивной девочкой и злым «ботаником» (вообще неосвоенный у нас социальный типаж). Очень сильная история про отношения отца и сына. История про старых верных друзей-«мушкетеров», которые рассорились вдрызг и теперь ищут друг друга на курорте — и как бывает, когда попал в чужую тусовку и чувствуешь себя лишним. И конечно, это очень смешная авантюрная комедия про музыкальных мистификаторов, которые решили «торговать таблом» двойника Виктора Цоя в Крыму.

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Не поймите меня неправильно: «Шапито-шоу» определённо киноманский фильм. Перечисление отсылок и инсайдерских шуток оставим на период видеознакомства. Лишь не откажу себе в удовольствии провести неочевидную параллель с «Мертвецом» Джармуша: здесь можно увидеть маленькое, но убедительное воссоздание этого фильма с Мамоновым в роли индейца Никто — включая сакральное отплытие на погребальной байдарке.

Image Hosted by ImageShack.us

Впрочем, Лобан весь пафос этих знаков выворачивает наизнанку. Никакого ценного ожидаемого катарсиса отец сыну не устраивает. Из-под претензии на мудрость, мужественность и знание жизни вылезает обычный творческий человек: немножко эгоист, немножко алкоголик, немножко пижон. Симпатичен, напротив, честный сын-ВГИКовец — он открыто признаёт, что «ничего не делает» по жизни — и страстно хотел бы хоть что-нибудь создать, в чем-нибудь участвовать.

Image Hosted by ImageShack.us

Вообще курс «на публику» Лобан с Потаповой взяли, насколько я понимаю, уже давно. Случайно увиденные на фестивале короткометражек «Соси банан» и «Телевизор» лично меня зацепили своей простотой и эффективностью (хотя я тогда не знал ничего о СВОИХ 2000). «Шапито-шоу» так же эффективно берёт публику за грудки, что продемонстрировали зрители на ММКФ (в числе которых я состоял). Критик Алексей Медведев так описал ситуацию: «Шапито-шоу» соберет в прокате кучу денег, что заставит дистрибуторов и директоров кинотеатров почесать репу и дать шанс «молодым». «Молодые» шансом не воспользуются».

Чуть не забыл. Очень много — чересчур много — было сказано в прессе о длине фильма. Честно — она не чувствуется. Отдельные части можно скорее сравнить с короткими и динамичными минифильмами. А если вспомнить сериалы вроде «Mad Men» или «Игр престолов», то становится ясно, что формат авторами выбран в каком-то смысле актуальный. (В скобках замечу, что в прокат фильм вообще выходит половинками стандартной длины.)

В целом придётся мне согласиться с всеобщим умилением наших критиков (честно говоря, неожиданным), и признать, что снят просто хороший фильм — умный и смешной. А это, как выясняется, сегодня непростительно редкое событие.
Режиссёр-постановщик: Сергей Лобан
Сценарий: Марина Потапова
Операторы-постановщики: Иван Мамонов, Евгений Цветков
В ролях: Пётр Мамонов, Алексей Подольский, Алексей Знаменский, Сергей Девонин, Сергей Кузьменко, Сергей Попов, Сергей Пахомов и другие.
Дата выхода в широкий прокат: 26 января

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments