desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

«Хранитель времени 3D» / Hugo (Мартин Скорсезе, 2011)

НЕВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ МИСТЕРА МЕЛЬЕСА



Новый фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени 3D» (оригинальное название – Hugo – по имени главного героя, Хьюго Кабре) по своему сюжету и настроению является рождественской историей. Судить его строго как-то не с руки: слишком уж невзыскательный жанр.

С другой стороны, в самом сюжете заложено сущностное противоречие. Ведь это не просто сказка о спасении бедного ребенка: основные события разворачиваются вокруг легендарного французского режиссера эпохи немого кино Жоржа Мельеса, чьи фильмы давно стали классикой и разобраны на цитаты. Иными словами, Скорсезе делает заявку на зрелище с синефильским акцентом, с несколькими смысловыми и визуальными слоями. В итоге получается нечто иное.

Главный герой картины, подросток по имени Хьюго (Аса Баттерфилд), живет в технических помещениях над вокзалом и присматривает за вокзальными часами – заводит, смазывает, чинит, а еду добывает мелким воровством. Его отец и дядя были часовщиками, но отец погиб в результате несчастного случая, дядя – от алкоголизма, так что мальчик остался сам по себе. Вся история начинается после не совсем добровольного знакомства Хьюго со всеми забытым Жоржем Мельесом (Бен Кингсли), работающим на вокзале продавцом игрушек.

Рассказывая о том, почему он бросил снимать кино, герой Кингсли говорит, что после ужасов Первой мировой войны его фильмы-сказки никто не хотел смотреть. На самом деле, все намного прозаичнее и одновременно хуже. Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам копии своих фильмов, но рынок США оказался для него закрыт, так как знаменитый изобретатель Томас Эдисон, в том числе создавший «киноскоп» (позднее братьев Люмьер), считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции (!) фильм, в том числе работы Мельеса, не платя за это ничего. В результате Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США, являвшихся крупнейшим кинорынком на тот момент, и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в приступе ярости сжёг – правда, Скорсезе почему-то превратил этот действительно драматический момент в аутодафе декораций к фильмам, а из пленок, по его версии, сделали женские туфельки.

В целом, Скорсезе старательно обходит неприятную тему. Конечно, введение в сюжет злодея-Эдисона ( при всех его безусловных талантах действительно неоднозначной личности) направило бы историю по другому пути, но ведь и поворот, предложенный сценаристами (Джон Логан по книге Брайана Селзника), отнюдь не выглядит убедительным.

Впрочем, убедительности здесь вообще мало и касается она в основном актерских работ. Кингсли хорош, а Саша Барон Коэн в роли вокзального инспектора показал себя как интересный комический актер. Однако фильм в целом – приторный и сусальный, с умильно-картонными героями и однообразной 3D-зрелищностью – похож на пошловатую открытку к новогодним праздникам. Достаточно нескольких оригинальных кадров Мельеса, чтобы свести все ухищрения Скорсезе на нет: первый был настоящим волшебником кинематографа, второй, увы, остался подмастерьем.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments