cinephagia (cinephagia) wrote in kinoclub,
cinephagia
cinephagia
kinoclub

Кес, реж. Кен Лоуч/Kes, dir. Ken Loach, UK, 1969

Пустельга для шантрапы

Билли Каспер, нескладный мальчуган с пронзительными синими глазами, живёт в маленьком шахтёрском городке. Живёт бедно. Отец ушёл из семьи. Квартирка, где они ютятся с матерью, настолько тесная, что Билли до сих пор спит в одной кровати со старшим братом. Брат работает на шахте. Мать тоже с утра до вечера на работе, а по воскресеньям проводит время в пивной в слабой надежде найти нового мужа. Билли подрабатывает, разнося газеты перед школой, но скоро ему придётся пойти на "настоящую" работу. Выбор для него невелик - либо шахта, либо "контора", куда его скорее всего не возьмут из-за плохих оценок. Билли обычный подросток полный жизненной энергии, но ни дома, ни в школе он не находит себе места. Окружающий мир агрессивен: брат притесняет его, сверстники насмехаются и задирают, учителя либо равнодушны, либо жестоки. Всё это вызывает у мальчика отторжение и апатию. Обнаружив на старой ферме гнездо пустельги, Билли загорается идеей приручить птенца. Общение с дикой птицей наполняет жизнь изгоя смыслом.
"Кес" - второй полнометражный фильм Кена Лоуча, живого классика и признанного рыцаря кинокамеры. Эту ленту неизменно включают в десятку лучших фильмов Великобритании. По версии Британского киноинситута он стоит на 7-м месте - даже выше чем "А теперь не смотри" Роуга и "Красных башмачков" Пауэлла и Прессбургера! А журнал "Таймаут" закрепил за "Кесом" 4-е место в десятке.
Разумеется, подобные списки - вещь условная. Тем не менее, "Кес" можно назвать если не главной, то эталонной работой Лоуча. Уже в этой ранней картине проявились основные черты стиля будущего мастера: симпатии к рабочему классу, критика социальных институтов, использование документальной фактуры. Но самое главное свойство Лоуча - умение найти свет в самой неприглядной жизни и поэзию среди сора. Автор не презирает ни одного из персонажей, к каждому он относится с равным сочувствием, даже если они поступают неправильно. В фильмах Лоуча нет сентиментальности, но есть чувства. И после просмотра невозможно не ощутить ясную веру, что под коростой из грязи и болячек всегда скрываются чистые и искренние души.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments