whoisyodiller (whoisyodiller) wrote in kinoclub,
whoisyodiller
whoisyodiller
kinoclub

Category:

"Упражнения в прекрасном" (2011, реж. Виктор Шамиров)

На прошлой неделе вышел фильм “Упражнения в прекрасном” Виктора Шамирова, и, несмотря на то, что у него до обидного мало копий (60 по России), есть ощущение, что уровень его цитирования будет таким же, как у “Изображая жертву” несколько лет назад. И дело не потому, что в фильме констатируется, что “русское кино в жопе” - по ходу дела в “Упражнениях…” намекается, почему оно в такой жопе оказалось и кто его туда завёл.

55.89 КБ

На самом деле фильм - не про кино, а про театр, вернее, про гастролирующих с антрепризой актёров, которые в промежутках между спектаклями переживают все “тяготы” гастрольной жизни. Режиссёр Виктор Шамиров говорит, что практически всё, что происходит в фильме - основано на реальных случаях, которые произошли либо с ним, либо с его коллегами во время гастролей. То есть сломанный лифт или столик, падающий шесть раз подряд и уничтожающий всю еду - это ещё не самое страшное: режиссёр говорит, что однажды во его друга-актёра на встрече с “местным авторитетом” тоже пытались убить…



Так вот, на протяжении всего фильма актёры решают то бытовые, то творческие вопросы, мирятся, ссорятся, признаются в любви, подшучивают друг над другом… Когда смотришь фильм, не можешь отделаться от ощущения, что все актёры переигрывают - они вроде и смешные реплики выдают, и диалоги у них смешные, но половину фильма ты сидишь и думаешь: ну что за балаган!



А вот потом начинается самое страшное. Градус “переигрывания” вдруг спадает, и ты вдруг оказываешься практически один на один не с актёром-маской, а с живым человеком, у которого свои проблемы, своя жизнь, и который не так чтобы уж очень доволен “счастливой” гастрольной жизнью, которая со стороны может показаться праздником. В фильме есть очень важная сцена - на автобусной остановке, в которой Вася - герой Виктора Шамирова после разговора с женой вдруг “снимает маску”, и ты видишь, то перед тобой - не вечно пьяный балагур и шутник, а усталый и измученный человек с погасшими глазами. После этой сцены ты вдруг понимаешь, почему в начале так много фарса и переигрывания - шути актёры с серьёзными лицом, фильм тут же стал бы производственной трагикомичной драмой, а так - он всё ещё остаётся комедией, моментами грустной, но комедией.



Грустной - потому что ты вдруг понимаешь, что парение в облаках “высокого искусства” - это такая же работа, как и работа того же водителя автобуса, у которого вечно играет “Радио Шансон”, что в этой работе романтики - не больше, чем в других профессиях, а весёлое пьянство - не более чем попытка на время забыть либо свои личные проблемы, либо провальный спектакль, либо самого себя.



“Как только выдаётся актёрский диплом, тут же стираются моральные ориентиры,” - говорит один из персонажей, а на наивный вопрос начинающей актрисы Алисы: “ради чего мы все работаем?” - опытный актёр Алик отвечает ей: “Ты поспи, пока мы едем…” И хоть прямого ответа зритель не получает, в самом фильме проскальзывает несколько вариантов ответов: один считает, что гастроли - это просто “чёс”, попытка заработать, для другого - повод уехать подальше от проблем или от больной мамы с престарелым котом… Но всё же, как бы актёры ни страдали, для них профессия - это их жизнь. Такая - потому что они - такие.



Но фильм, всё-таки - комедия. Сатирическая, едкая, немного фарсовая, странная комедия. Я до сих пор думаю: хорошее это кино или не очень, и склоняюсь к тому, что “Упражнения в прекрасном” немного не вписываются в эту простую дилемму. При всех странностях фильма, после просмотра остаётся ощущение, что ты стал чуточку… мудрее что ли… Поэтому, пока он идёт в кино (выйдет ли он на двд - не знаю), посмотрите. Может, почувствуете то же самое. Ну, и заодно посмеётесь.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments