goodman_v (goodman_v) wrote in kinoclub,
goodman_v
goodman_v
kinoclub

Categories:

"Елена" (2011)

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!

ЕЛЕНА - Слово древнегреческого происхождения, толкование неясно, возможно: избранная, светлая.

Звягинцев традиционно рисует масштабное полотно, многослойное и глубокое, без черного и белого, без героя и антигероя. Мужчина и женщина, оба в возрасте, живут вдвоём в элитной квартире. Мужчина при деньгах, женщина домохозяйка, спят в разных комнатах, смотрят разные передачи. Утром "Привет-привет", вечером "спокойной ночи", без чувств, без эмоций. За окнами встаёт солнце, в доме же могильный холод, серо-синие тона стен, полное отсутствие уюта. Регулярно женщина едет на окраину города навестить семью сына, подкинуть деньжат. У сына нет ни денег, ни ума, ни работы, но есть пиво, беременная жена в трениках и двое детей, один малютка, второй подросток-гопник. Кто то скажет, что фильм о нелёгкой судьбе русской женщины, а по моему героиня фильма просто чудовище. Её нынешняя жизнь - по сути та же работа сиделкой в больнице, которую она когда то оставила благодаря счастливой случайности. Эта работа выполняется ею на автоматизме, с абсолютной отстранённостью, даже с маленьким внуком она нянчиться без особой радости. Как будто в голове её заложена простая программа выполнения примитивных функций поддержки жизнедеятельности близких людей. Она не сумела достойно воспитать сына, но она будет поддерживать его существование всю свою жизнь. Она не любит и похоже совсем не понимает мужчину, с которым живёт (справедливости ради стоит отметить, что ему это и не требуется), но она поддержит его принеся завтрак в постель и укрыв на ночь одеялом. Программа начинает работать с удвоенной силой, когда родным требуется непосильная помощь. И тогда тот, кто был менее близок, становится просто препятствием, подлежащим уничтожению.
То , с каким отвращением Звягинцев показывает образ быдляцкой семьи сына Елены, заслуживает отдельного разговора. Картина жизни большей части населения нашей страны рисуется Звягинцевым, можно сказать, по балабановски - крупными яркими мазками. Сосущие пиво и плюющие с балкона существа не вызывают ничего кроме презрения, тем не менее, кто был ничем всегда имеет шанс стать всем. Вопрос - надолго ли. Ненавязчиво, краешком камеры мы видим новую силу, которая возможно скоро сметёт весь наш старый мир. Эта сила пока ещё ходит по улицам в оранжевых жилетах, но уже не уступает дороги представительскому "Ауди".
Скажу честно, не все образы в картине я понял. Особенно непонятна сбитая лошадь. Но благодаря этой сложности фильм лишь сильнее заставляет задумываться. Если закрыть глаза на фирменные звягинские пятиминутные планы и повторы, то можно сказать, что фильм отличный. Прекрасная игра всех актёров. Елена Лядова великолепна, попадание в образ на все сто! А идеально подобранная музыка Филиппа Гласса даёт тот нерв, которого может быть немного не хватает самому повествованию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments