saovina (saovina) wrote in kinoclub,
saovina
saovina
kinoclub

Category:

"Елена" Звягинцева: много шума и немного Тарковского

Только что по РТР показали нашумевший в интернете фильм "Елена" режиссера Звягинцева.
Ну что сказать...
1.
Нынешним российским режиссерам "с претензией" очень, очень навредили два великих киноклассика мирового уровня. Ясное дело: Тарковский и Бергман. Все пыжатся держать паузы "как Тарковский" - и тщатся строить такие же театрально-зачищенные, аскетичные линии, как Бергман. Вспоминается едкая эпиграмма из прошлого, посвященная, правда, поэтам:

Дорогие поэты московские!
Об одном я прошу, вас любя:
не делайте под Маяковского.
Делайте под себя!

Российским режиссерам третьего тысячелетия пора бы перестать "делать под Тарковского". Потому что с первого же кадра - с души от вашей вселенской  пустоты воротит. Найдите уже, чем заполнить вашу паузу длиной в мой воскресный вечер! В наши дни живут быстро, и недосуг смотреть - как вы камеру настраиваете. А высокие философские смыслы ваши можно доносить и без трехминутных пустых планов. Ну не набирается у вас смыслов на ЭТИ паузы. И нечего тщиться.

2. Сюжет. Господи, да возьмите любой хороший рассказ, или хоть средней руки - их в год по сотне пишут отнюдь неплохие авторы! И экранизируйте на свой страх и риск. Ну невозможно смотреть полный метр, в котором сюжета, персонажей,
характеров - на хорошую короткометражку не хватит.
Но нет, все кишки вымотают, и себе, и актерам, и команде, и зрителю. Но снимут непременно полный метр. Еще б им не фанатеть от Тарковского: такие многозначительные  длинные планы, пять минут снимаем ветки, потом прилетит ворона и каркнет...ах! Какая бездна!

3. Исходя из многочисленных читанных в сети рецензий (а мои френды - куда более продвинутые киноманы, чем я, и много спорили об этом фильме) - я почему-то считал, что фильм будет о порядочном, но эмоционально-замкнутом мужчине и его прислуге. Оказалось, что... что фильм о том, что будет - если произвольно-выбранную  кухарку поселить с произвольно-выбранным эмоциональным трупом, и объявить их почему-то мужем и женой. Фильм вообще весь об автоматизмах. И снят на таких же
автоматизмах - в каждом кадре, даже в звуках, он предсказуем. Вот непременно будут отчетливые неприятные бытовые звуки (кофеварка, чайник, блендер) - и вот вам, извольте. Обязательно - промзона, сырость, холод, неуют, облупленная штукатурка и трубы. Трубы - это непременно! Сын непременно повторит отцовский жест, какой-нибудь пренеприятный пустяк:
плюнет или почешется... плюнул! Йес! Кто-то  непременно будет с пивом - и нате вам, пиво! Два раза. В начале и в конце, а то как же: обнажение приема должно быть полным, до скелета, иначе тупой зритель не поймет великого режиссерского замысла!
Хоть попав в "барский дом" со своего Бирюлева, логично было бы начать с "барского" же коньяка, а не найдется, так с винного погребца...как делывали прадеды еще в 17-м. Но нет, пиво - в начале и в конце. Как символ полного непонимания авторами психологии тех, о ком они якобы кино сняли.

Это ли не poshlost', о которой Набоков с такими сложностями рассказывал своим американским студентам, и
все не мог подобрать нашему русскому слову эквивалент в английском? Нынче его задача упростилась бы - сводил бы их в кино, на фильм "Елена", и все бы поняли.

4. В общем, об этом фильме и не вспомнишь наутро, не то что не захочешь пересматривать через месяц или год. И говорить о нем было бы тратой времени - моего и читательского. Но - тенденция, однако. Елена как тенденция (и квинтэссенция) высокопарной пошлости и явной импотенции современного российского кинематографа "с претензией". Виагра как способ убийства - так же предсказуема, как и все в этом кино. Для чего-то большего виагра уже не сгодится: в морг, значит, в морг.

автор: galumov , оригинал здесь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments