orangegnedich (orangegnedich) wrote in kinoclub,
orangegnedich
orangegnedich
kinoclub

"Элитный отряд" (Tropa de Elite) (2007)

Рио, 1997 год. Фавелы, наркотики, два типа полицейских – продажные молчат, несгибаемые бьют наотмашь, не выпуская из рук оружия. В общем, Город Бога. Другим бразильский мегаполис сейчас и не показывают. На острие борьбы с силами тьмы действует Батальон Специальных Операций, элитное подразделение с практически неограниченными полномочиями. Две параллельные линии – капитан Насименту, одержимый работой командир, готовящий себе смену, и два новобранца – очкарик-интеллигент Андре и бескомпромиссный Нето.

Латиноамериканские криминальные драмы – сложившийся образ, пока не нуждающийся – в отличие, к примеру, от французских, - в ребрэндинге. Днем – охра, ночью – черный зной. Усатые, машущие руками копы, кучерявые бразильянки, наркобароны с дыркой вместо склада моральных устоев. Вегетарианцы от кино, описывая происходящее, часто используют слово «чересчур», остальные путаются в именах, но от экрана их не оторвать. «Элитный отряд», исходя из вводных данных, должен быть здесь же, но адрес оказался фиктивным. От фильма за версту несет каким-то киношным конформизмом. Авторы будто становятся на коленки перед зрителем, чтобы рассказать несложную, в принципе, историю о силах добра, которые, ну уж ладно, любители правды жизни, - с кулаками. Но если от «Города Бога» вибрировал даже расположенный под тобой диван, то «Элитный отряд» интонационно тяготит к картинам, деньги на которые дает государство. С одной стороны, отчетливо проговариваются проблемы полицейской системы Бразилии (коррупция, недостаток финансирования, отсутствие авторитета у простого люда, висящая страшным грузом статистика, одолеть которую можно, лишь перетаскивая трупы на соседние участки)). С другой – героями движут совсем уж идеалистические мотивы, без которых герои суровых криминальных драм научились обходиться еще лет 40 назад. За кадром не устает вещать главный герой, начиная любое высказывания с лингвистических конструкций вроде «Но он не знал …» или «Должно быть несладко …», что окончательно сбивает градус постановки.

Успех фильма у себя на родине показывает, что кино перед нами все-таки народное (то есть это даже что-то объясняет). Режиссер Жозе Падилья отбыл в Голливуд переснимать «Робокопа», как только отчитался по сиквелу - уж будьте уверены, еще более жесткому и честному. Кстати, второй «Элитный отряд» обставил в бразильском прокате «Аватара». Странный факт, ложащийся тенью на создателей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment